15 шагов министра

|
5 октября, во Всемирный день учителя (World Teachers' Day), профессора, преподаватели и педагоги отмечают свой профессиональный праздник. «Правмир» поздравляет учителей и напоминает о том, что ждет систему отечественного образования в ближайшее время. Читайте, какими будут следующие 15 шагов нового министра Ольги Васильевой.

1. Школа должна формировать личность

Глава Министерства образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом отметила, процитировав физика-теоретика Альберта Эйнштейна, что учитель — это не услуги, «это служение и призвание», поскольку школа должна формировать личность человека, а не готовить из него узкого специалиста.

«Образование — это обучение и воспитание, и школа всегда на протяжении всей истории человечества формировала человека, но не узкого специалиста, как, допустим, было все-таки возможно несколько десятилетий назад. Поэтому для меня приоритет — воспитание», — подчеркнула Васильева.

2. Дети с ограниченными возможностями могут учиться в обычных школах

На Общероссийcком родительском собрании накануне нового учебного года новый министр отметила, что образовательные стандарты позволяют учесть и в обычных школах особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.

«У нас есть полный стандарт на детишек с умственным отставанием. Есть всё, чтобы эти дети, если вдруг идет какой-то сбой, проходили программу более длительное время. Главное — научить детей и их родителей доброте, а здесь очень важен учитель, важен родитель», — прокомментировала глава Минобрнауки, отвечая на вопрос о проблемах совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

«По своей прежней работе в комиссии по делам инвалидов я сталкивалась с тем, чего никогда не должно быть — когда мама говорит: «Я не хочу, чтобы мой ребенок учился там, где дети с ОВЗ». Если мы будем допускать такое, нам будет очень трудно двигаться дальше. Мы должны с рождения учить наших детей доброте, объяснять, что есть люди иные, не такие как ты. Он такой же хороший, но иной. Самое главное – это доброта. В октябре мы проведем по всем школам уроки доброты, говоря об этом и с родителями в том числе», — пообещала Ольга Васильева.

3. Ликвидации коррекционных школ в России не будет

При этом министр заверила, что реализация программ совместного обучения в школах не вызовет ликвидации имеющихся коррекционных школ.

«Никаких закрытий коррекционных школ не планируется», — заявила она.

4. ЕГЭ нужно разбавить элементами советской школы

Также новый министр на собрании пообещала родителям «разбавить» образовательную реформу элементами советской школы. При этом Ольга Васильева явно неодобрительно отозвалась о некоторых результатах предыдущей образовательной реформы — прежде всего, о ЕГЭ. Глава ведомства призналась, что ратует за возвращение, по мере возможности, госэкзаменов уже в этом учебном году.

«Физика, химия, биология — здесь тестовые задания с готовыми ответами будут сняты. Первый раз в этом году в девятых классах будет устная часть на ЕГЭ по русскому языку и литературе, — объявила Васильева. — Однако полностью ЕГЭ отменять не будем. ЕГЭ — очень важное социальное завоевание, поскольку дает возможность ребятам из далеких регионов поступать в лучшие вузы. Нужно просто идти по пути улучшения и совершенствования единого госэкзамена. Вводим устную часть ответа на ЕГЭ, убираем кнопочки ″да/нет″».

41d5fa37685b9e9991f9

5. Следует вернуть уроки труда

Больше всего вопросов на собрании взволнованные родители задавали министру по поводу отсутствия в школах полноценного профобучения. На что Васильева пообещала вернуть в общеобразовательные школы уроки труда.

«Без трудолюбия, без навыков трудиться мы не сможем жить. Леность — основа порока. С этого года будут разработаны методические рекомендации по трудовой деятельности. Со следующего года будут потихоньку вводиться, — заявила министр. — При этом сельские школы должны сами организовать учащимся обучение основам аграрного производства».

6. Все учебники в школах России должны подавать материал одинаково

На жалобу члена родительского комитета казанской школы №130 Эдуарда Сибагатуллина о том, что ученикам при переходе в другую школу часто приходится заниматься по новым учебникам, иначе подающим материал, Васильева заметила, что Президент Владимир Путин еще 5 лет назад поручил разработать единые линейки учебников, объединенные общим стандартом преподавания того или иного предмета.

«Впервые историко-культурный стандарт приняли в Голландии, мы сегодня заимствуем этот опыт, — заметила министр. — Мои коллеги уже заканчивают разработку историко-культурного стандарта, но это не значит, что будет единый учебник: три линии учебников написаны по историко-культурному стандарту, в котором представлены основные факты нашей истории, не требующие разночтений мировоззренческого толка, но предназначенные для фактологического прочтения. Для сравнения: в учебниках прошлого многое зависело от мировоззренческой основы их авторов. Сейчас в России уже разработана концепция филологического образования, параллельно идет апробация математической концепции».

7. Родителям следует больше знать о современной школе

При рассмотрении темы преподавания основ религии министр отметила, что ранее больше половины родителей выбрали для своих детей преподавание модуля светской этики, не понимая толком, о чем этот предмет.

«Несколько лет назад 56% родителей выбрали для своих детей преподавание модуля светской этики, потому что думали, что речь идет об этикете, а не о философской концепции, — призналась Васильева. — Что из этого следует? Нужно больше включаться в школьную жизнь детей, пополнять свои знания по ходу изменений в системе образования».

8. Нужно ограничить школьникам доступ в интернет

Министр образования посоветовала родителям ограничить детям дома доступ в сеть, заменив компьютерные игры активной деятельностью.

«Дома родители могут блокировать доступ ребенка к сайтам, которые отвлекают его от учебы, а также поставить ограничения на скачивание файлов. Но, конечно, родители вольны выбирать удобные для них инструменты, — считает Васильева. — А в школе интернету должна быть найдена профилактическая замена. Нужно привлекать ребенка к занятиям музыкой, спортом, другой активной деятельности, которая бы отвлекала его от желания сидеть в сети. Напомню, что уже не один год ведомство организует уроки, на которых рассказывает обо всех угрозах и опасностях, связанных с интернетом. В этом вопросе очень важно действовать заодно».

www.shakhty.su

www.shakhty.su

9. Тетради должна выдавать школа, а не покупать родители

На вопрос мамы двоих детей, преподавателя английского языка, о рабочих тетрадях, которые многие вынуждены докупать к комплектам учебников за немалые деньги, министр категорично ответила, что это не должно быть заботой родителей.

«Если школа включает рабочие тетради в обязательный перечень, она должна его обеспечить. Если есть 100% необходимость в рабочей тетради, ее должна предоставить школа, если нет, процесс может вестись и без тетради, — пояснила свою позицию министр.
— Учебники и рабочие тетради образовательные учреждения должны закупать централизованно за счет бюджета, а не требовать деньги с родителей».

10. Бесплатным питанием в школах должны заниматься власти

Решение вопроса о бесплатном питании Васильева переадресовала региональным властям, приведя в пример Московскую область, где из областного бюджета кормят в школах сирот и учеников из многодетных и социально неблагополучных семей.

«Меры поддержки предусмотрены для многодетных семей, семей с небольшим достатком и для других категорий льготников, в остальном — каждый регион решает сам. Понимаю, что тяжело, но нужно попытаться использовать опыт Московского региона для решения этой проблемы», — сказала глава Минобрнауки РФ.

11. Отдых детей должен быть безопасным

На вопрос о безопасности летнего отдыха после событий на Сямозере от родителей из республики Саха министр образования и науки пояснила, что возглавляемое ею ведомство три летних месяца считает не просто каникулами, а дополнительным образованием, в организации которого самое важное — безопасность.

«Сделаем все возможное, чтобы подобное не повторилось, — заверила Васильева. — По поводу же конкретно события на Сямозере, там много проблем в одной точке собралось».

12. Нужно сократить объемы школьной документации

Ольга Васильева уже не раз публично заявляла о необходимости сокращать бумажную отчетность в школах.

«Бюрократизация школы входит в число самых главных проблем российского образования. Между тем работа учителя — отнюдь не вести отчетность, это, прежде всего, творческий процесс. Надо максимально освободить его от лишних бумаг. Заботу об учителе я считаю своим главным приоритетом на новом посту».

13. Учителю не нужна дополнительная правовая защита

Уже после известия о ее назначении министр успела заявить о том, что настоящий учитель не нуждается в дополнительных правовых нормах в части защиты его чести и достоинства.

«В России существует Конституция, которая защищает нас, а также правовая основа закона «Об образовании». У нас есть правовое поле. Дополнительная защита нам не нужна», — заметила министр.

14. Убрать термин «услуги» из сферы образования

Как неоднократно подчеркивала глава минобрнауки России, из области образования следует удалить такой термин, как «образовательные услуги». При этом министр уточнила, что в стране следовало бы «формировать правильное отношение к профессии учителя, в том числе с помощью кинематографа».

«Что нам нужно изменить, так это отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие «услуги образования». Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны», — напомнила Ольга Васильева.

15. Рейтинги — не основной показатель для школ

На финале конкурса «Учитель года России-2016» глава министерства посетовала на то, что большинство нынешних исследований заангажированы, и предложила меньше внимания уделять рейтингам школ.

«Я не против социсследований, их сейчас множество, но часто они ангажированы — тут нечего скрывать, — заявила Васильева. — Любой рейтинг должен нести за собой контекст: зачем это исследование заказано, что хотим получить на выходе. Сам рейтинг не является для меня оценкой. У нас есть горные школы, сельские, малокомплектные — они далеки от новшеств, которые есть в больших городах, и там тоже есть прекрасные результаты!

Главное — не оценка ради оценки или рейтинг ради рейтинга. А та жизнеспособность, которая ожидает ученика, окончившего ту или иную школу. Движущая сила во всех школах — это учитель».

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Ольга Васильева: Мы слишком увлеклись рейтингами

«Рейтинг не является для меня оценкой....Главное — жизнеспособность, которая ожидает ученика, окончившего школу. Движущая сила во…

Ольга Васильева запретила произносить слово «услуги» в школе

Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями, сказала министр