Епископ Колпашевский и Стрежевский Силуан: «У Церкви одно оружие — слово»

|

В этом году православные верующие нашей страны отмечают событие, которое 25 лет назад стало отправной точкой для возрождения российской духовности: в 1988 году прекратились гонения на Русскую Православную Церковь. Эта дата послужила темой для данного материала. О том, как изменилась духовная жизнь государства за четверть века, о развитии церкви и деятельности Колпашевской епархии мы пообщались с епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном.

– В этом году верующие отмечают сразу две важные даты – 1025-летие Крещения Руси и 25-летие окончания гонений на церковь. При этом последние два с половиной десятилетия имеют не меньшее значение, чем предыдущая тысяча лет. Как за эти годы изменилась роль церкви в жизни государства в целом и его граждан в частности?

– После окончания гонений Русская Православная церковь оказалась в совершенно новых условиях. На протяжении долгого времени советская власть вмешивалась в дела церкви, всячески вторгалась на ее территорию. Теперь же церковь обрела свободу, что не могло не сказаться на ее существовании.

Церковь в нашем Отечестве всегда имела значение хранительницы базовых, духовных ценностей, которые касаются не только духовной жизни человека, но и всей остальной его жизни. Ведь от того, как живет человек, какими мотивами руководствуется, каков критерий различения добра и зла в его душе, зависит итог его деятельности. И именно Церковь всегда была совестью нашего народа, напоминала о непреходящем, вечном в человеческой жизни, свидетельствовала о неизменных ценностях. Но для этого у Церкви есть только одно оружие – слово. И вот 25 лет назад голос Церкви вновь зазвучал в полную силу, будучи обращенным ко всей пастве – как наличной, так и потенциальной. Несмотря на все гонения, все еще оставалось много людей, которые признавали Церковь, старались в жизни руководствоваться христианскими заповедями, хранившимися в памяти народа и передававшимися из поколения в поколение.

Поэтому самое главное влияние Церкви на государство и общество – это смелое свидетельство об истине, добре, непреходящей и нетленной красоте и призыв следовать этому пути. Ведь люди редко задумываются над тем, что будет через несколько лет, живут одним днем, не думая о последствиях своих поступков. А последствия эти бывают катастрофическими и для самого человека, и для его семьи, для общества и всего государства. Так что обращение к вечным ценностям, свидетельницей и хранительницей которых является Русская Православная Церковь, необходимо для созидательной работы, возрождения всего нашего государства. Но Церковь не призывает к отрыву от реальности. Напротив, она говорит, что духовное измерение человеческой жизни и внешнее, материальное связаны между собой. Евангелие призывает искать чистоты внутренней, сердечной, и тогда вся жизнь будет становится совершенной.

– Для того, чтобы донести эти истины до людей, как изменилась православная церковь?

– Как раз этот вопрос – очень сложный. Нужно понимать, что ценность Церкви состоит в ее неизменности. Христос Сам создал Свою Церковь и возглавил ее, поэтому сохранение в целостности и чистоте апостольского, воспринятого от Христа, предания, как раз и говорит об аутентичности Церкви.

Но, с другой стороны, Церковь – вовсе не замкнутое на себе сообщество. Изначально она была призвана Христом проповедовать евангелие всему миру. И для этого есть разные средства: миссионерское дело, социальное служение, просвещение и пастырское окормление подрастающего поколения. В любой сфере человеческой жизнедеятельности можно свидетельствовать о красоте жизни в Боге. Но в зависимости от внешних условий, в которых существует Церковь, возможность эта может быть более или менее широкой. Как раз в последние десятилетия Церковь смогла «выйти за ограду храма».

Значительным событием является уже то, что по всей стране умножилось количество храмов, люди получили право свободно исповедовать веру своих предков. Это ‒ восстановление исторической справедливости. Но очень важно, что Церковь не осталась только в ограде этих храмов, а вышла за нее навстречу миру.

Несмотря на кажущуюся необычность активного участия Церкви в жизни общества в последние годы, на самом деле, в этом нет особой новизны. В истории Церкви все это уже было: в различные эпохи, в разных политических обстоятельствах, в разных странах христиане не ограничивались молитвой, но в общей, богослужебной молитве черпали силы для служения ближним во всех сферах социальной и политической жизни .

За последние десятилетия внешняя активность Церкви меняется, поскольку изменились и сами условия жизни, например, появились телевидение и интернет. И чтобы свидетельствовать о вечных ценностях, Церковь эти пространства успешно осваивает. В заботе о благе народа голос Церкви часто опережает инициативы общества и даже власти. Так, в 90-х годах воспитание ушло из школы, общество перестало считать себя ответственным за воспитание подрастающего поколения. Считалось, что достаточно накормить и одеть детей, а они вырастут и сами сделают свой выбор. Это была ложная установка. И единственной, кто свидетельствовал об этом, была Церковь, призывавшая уделять воспитанию надлежащее внимание. Церковь одной из первых заговорила и о демографическом кризисе.

– Православную Церковь беспокоят проблемы молодежи. А готовы ли молодые люди обратиться к вере? Много ли тех, кто хочет служить Церкви?

– И много, и мало. Конечно больше тех, кто, принимая Таинство Крещения, объективно соединяется с Церковью, но не готов в полной мере следовать высокому христианскому призванию в повседневной жизни. А молодых людей, которые активно входят в церковную жизнь, становятся настоящими прихожанами, то есть живыми членами церковного организма, принимают участие в жизни прихода, участвуют в богослужении, значительно меньше. Невозможно прийти в Церковь без внутренних исканий: тайна прихода к Богу, вхождения в духовную жизнь – это интимный, сердечный акт. Его трудно отследить и проанализировать, тем более спрогнозировать.

Энергия, потенциал, жажда подлинного и настоящего у молодежи весьма сильна. Но куда приведет эта энергия, часто зависит от того, кто окажется рядом с молодым человеком. В Церковь никто никого не затаскивает: нужно чтобы человек сделал этот выбор осмысленно, в полноте ответственности за свое будущее. Но для того, чтобы осмыслить свой выбор, нужна помощь. Четверть века назад я и сам был одним из тех, кто пришел в Церковь из неверия. В моей жизни были встречи с верующими людьми, которые направили мои внутренние искания в нужном направлении. Мы это хорошо понимаем и в общении с молодежью стараемся направить искренние поиски правды жизни, свойственные молодости, в традиционное русло. Я многие годы читал лекции в разных томских вузах и всегда выходил из аудитории с большим удовлетворением от общения с молодежью. В процессе общения «иголки» осыпаются, а остаются только добрые, искренние, чистые сердца, которые на самом деле ищут правды. Нужно только донести ее.

– 25 лет назад, как и по всей стране, в Томской области активно начали возрождаться православные храмы. Продолжается ли этот процесс сегодня?

– Удивительно, но в советское время в Томской области не только существовало несколько храмов, но даже появлялись новые. В конце 80х-начале 90х годов прошлого столетия этот процесс умножился многократно. Верующие люди, которым прежде приходилось собираться тайно, стали обращаться и к церковной, и к гражданской власти с просьбами об открытии приходов и возвращении им там, где сохранились, исторических церковных зданий. Церковные общины стали образовываться повсеместно, даже в отдаленных от Томска населенных пунктах, таких, как Колпашево, Каргасок, Стрежевой. На сегодня количество только зарегистрированных приходов на территории Томской области насчитывается уже около полторы сотни. И этот процесс продолжается.

Что лежит в основе этого процесса? Вера людей и их жажда к церковной жизни. Она ведь не может ограничиться только домашней молитвой. Человек чувствует потребность участия в Таинствах, а это возможно только в стенах храма. Только в церкви можно причаститься, принести покаяние, креститься, венчаться.

– Вместе с тем продолжается и строительство кафедрального храма в Колпашеве. Когда планируется полностью завершить работы по его возведению?

– Основные работы уже закончены. Но все же еще осталось много дел, которые незаметны горожанам, но от того они не менее важны. Сейчас требуется устранить недоделки на кровле храма, заняться отделкой интерьеров. Недавно был завезен гранит для облицовки пола в верхней части церкви, имеется керамическая плитка для нижнего храма. Но теперь нужны средства на оплату этих работ. Также в храме смонтирована газовая котельная, которая будет обеспечивать храм теплом в зимний период.

Не стоит забывать, что храм должен быть благолепным. А значит необходимо приобрести церковную утварь, изготовить иконостас. В новом храме иконостас будет четырехъярусный, таким он сформировался на Руси в эпоху Андрея Рублева и Феофана Грека как представленная в священных образах история отношений Бога и человека. Как раз сейчас мы занимаемся поиском средств на эти работы. И нам в этом активно помогают томские благотворители. Благодаря их поддержке написан нижний (самый дорогостоящий) ярус иконостаса. Эту часть иконостаса изготовили первоклассные московские мастера. Он выполнен в так называемом «рублевском» стиле древнерусской иконописи.

Но построить здание церкви – это только половина дела. Средства понадобятся и на благоустройство храмовой территории. Хотелось бы, чтобы это было место, куда каждый мог прийти и отдохнуть: со скамейками, дорожками, деревьями, клумбами и детской площадкой. Планируем, что в будущем духовно-просветительский и административный центры Колпашевской епархии будут находиться на одной территории. В храме и гостинице «Заря» (сейчас идет процесс передачи этого здания епархии) расположатся также библиотека церковной литературы, помещения для проведения занятий Воскресной школы и лектория для взрослых прихожан.

– Пока строительство продолжается, службы идут в старом приходе на ул. Обской. Кто из священников проводит богослужения?

– Клириками храма являются три священника и два дьякона. Один из клириков – отец Сергий Баянов – раньше служил в Могочинском монастыре. Остальные приехали из Томска. Когда храм откроется, службы будут проводиться ежедневно. Хотелось бы, чтобы было четыре священника, которые могли помогать управлять епархией и вести богослужения. А пока службы проводятся не реже трех раз в неделю, отмечаются все значительные церковные праздники. Помимо этого занимаемся другой деятельностью: проводим встречи с молодежью, в расширенном составе открылась Воскресная школа, ежедневно обновляется сайт епархии, с новостями которого могут познакомиться не только священнослужители, но и жители районов.

Л. Чирткова. Газета «Советский Север» № 125 от 24 октября 2013 г.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Лингвист Алексей Шмелев: Возможность сказать “нет” – важная составляющая свободы

О мате, нормах языка и почему сейчас постоянное чтение не воспитывает грамотность

Врач Николай Митраков: В России нет системы реабилитации

Выхаживать людей - целое искусство, на котором трудно заработать

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: