Если у вас нет жены

“Теперь, когда рынок наживается на покупательской способности одиноких, вступить в брак – радикальный выбор”, – пишет британская The Guardian.

Вот краткое содержание статьи.

“Нам нравится думать, что в условиях свободного рынка мы свободны; что мы – выше рекламы и социального манипулирования. Но в обществе наблюдается новая тенденция – возвышение одинокого человека как эталонного потребителя. Парадокс: то, что раньше считалось радикальным – оставаться без пары, теперь может стать реакционным. Длительные отношения, как и “пожизненная работа”, быстро превращаются в ненадежные и временные отношения без обязательств. Двум людям, работающим на себя, без перспектив стабильности, сложно строить свое будущее вместе. Капитализм хочет, чтобы мы были одинокими.

С 60-х годов одиночество считалось радикальным выбором, формой бунта против буржуазного капиталистического конформизма.

Сегодня есть экономический смысл в том, чтобы убедить народ жить в одиночестве. Одиночки потребляют на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковочного материала, на 55% больше электричества и на 61% больше газа на человека, чем семьи из 4 человек. Об этом говорится в исследовании, проведенном учеными Мичиганского университета. Теперь в США число одиноких людей от 25 до 34 лет, никогда не вступавших в брак, опережают состоящих в браке на 46%. Развод представляет собой растущий рынок: одна распавшаяся семья означает, что теперь два дома должны покупать два автомобиля, две стиральные машины, два телевизора. Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены.

Капитализм погружается в стагнацию, и корпорации осознали, что теперь есть два новых русла роста: во-первых, на развивающемся рынке одиночек и, во-вторых, в потворствовании разводам и концепции индивидуалистской свободы. Это заметно в переменах в рекламе – целевой аудиторией для таких разных продуктов, как бургеры и отпуск, становятся одинокие, в особенности – одинокие женщины. Новая реклама Honda и Citibank противопоставляет совместной жизни процесс самопознания в одиночестве и отсрочку создания отношений.

Новый путь – это когда ни одна из сторон не стремится к долгосрочным обязательствам. В США объявления на сайтах демонстрируют подсознательную связь между одноразовым потреблением и предложением себя: “Купите мне икеевский диван и переспите на нем со мной, $100”.

В период перенасыщения рынка, когда мы уже потребили все, что могли, нас призывают стать “товаром на рынке”, потребляя других. “Будь радикальным, заведи семью, требуй обязательств от партнера и работодателя. Скажи нет очарованию рынка одноразовых одиночек”, – предлагает The Guardian.

А как у нас?

Корреспондент “РГ” попыталась выяснить, грозит ли эпоха одиночества нашей стране? В роли эксперта выступает Анна Голова, зам завкафедрой “Рекламные технологии и менеджмент” Московского гуманитарного университета.

По данным Росстата, ежегодно в России спешат стать семьей более 1 млн женихов и невест. Качество этих союзов иногда, правда, оставляет желать лучшего. Но сейчас это неважно. В приоритете у россиян все-таки семейные отношения. Где аналитики обнаружили тенденцию на одиночество?

– Ты рекламу смотришь? – возмущается приятельница. – Там же сплошные одинокие тетки! Счастливые женщины в неглиже поедают шоколад, типа им ничего больше не надо, а мужики беззаботно дуют пиво или кофе.

Рекламный ролик Nescafe британского режиссера Гая Ричи, где знаменитый актер Джордж Клуни “беззаботно дует кофе”, наш эксперт Анна Голова приводит в пример как образец продвижения полной независимости и счастливого одиночества. Являясь в кофейню, Клуни вынужден сделать нелегкий выбор между божественной красоткой и кофе. Красотке, впрочем, тоже не до Клуни. Она легко меняет мужчину-кинозвезду на напиток.

– Обратите внимание на то, как выстроены отношения, – советует Голова. – Ему не нужна женщина, женщине он тоже не нужен, хотя у них есть возможность познакомиться. Им всем нужен кофе. Таких моделей полной независимости в рекламе очень много. А реклама – это сильный инструмент воздействия. Она занимает большое пространство городов и эфирного времени, и этим опасна. Она показывает “это делай, а это нет”, дает социальные образцы, готовые модели. Они эмоционально привлекательны, как в кофейном ролике с Клуни, потому внедряются в подсознание, отдает себе отчет зритель-потребитель в этом или нет.

При этом, по словам Анны, медленно и верно разрушается общественная оценка различных явлений, нормой становится то, что раньше осуждалось обществом.

– Например, слово “эгоист” теперь символ лидерства и независимости, – говорит она. – Потому так много товарных марок с этим словом: парфюмерия, мужская одежда, журнал, магазин. Это тенденция идет в регионы и не зависит от образования. В наукограде Дубна, где работают ученые-интеллектуалы, есть торговый центр “Эгоист”. Меняются ценностные ориентации. Мощнейшим инструментом корректировки поведения стал кинематограф. Давайте посмотрим, какие ценности декларировались в фильмах еще 20 лет назад: коллективизм, трудолюбие, подвиг во имя общего дела. Противопоставление себя обществу, индивидуализм, “нарциссизм” осуждались. Сейчас на экране много подвигов одиночек, индивидуализм тождественен самодостаточности и силе, активная жизнь проявляется не в творчестве и служении обществу, а в развлечениях. Такая хитрая подмена понятий. Семейные отношения превращаются в гротескные, где смешиваются роли мужчин и женщин. Сериалы “Воронины”, “Счастливы вместе” очень показательны. Даже милый сериал “Папины дочки” показывает доминант женщин в семье, нарушения возрастной иерархии, и самая разумная младшая Пуговка диктует отцу какие-то решения. Мы вроде стремимся к свободе от социума, от социальной среды, а на самом деле от любых глубоких отношений и связей (дружеских и семейных), но попадаем в полную зависимость от коммерческой среды с ее благами: товарами, услугами и надеждами. И на самом деле становимся более управляемыми.

– Но какая связь между рынком и веселой самоиронией Клуни?

– Одиночки рынку намного интереснее, чем семейные, – говорит Анна. – Они не задумываются о завтрашнем дне, им не надо копить деньги на будущее детей, потому у них нет “отложенного спроса”, они легче расстаются с деньгами и легко берут кредиты.

Одним из стимуляторов современного активного потребления Анна Голова считает дружелюбные социальные сети.

– В соцсетях информация о среде всегда лучше, чем на самом деле, – поясняет она. – Ваши друзья выкладывают там свои самые яркие впечатления плюс они отлайканы (лайки к тому же можно накрутить). Они одобрены, и за счет этого вам будет казаться, что другие живут интереснее, чем вы. Значит, вам тоже надо жить ярко. Это не прямое предложение – “пойди и купи”. Но это стимулирует тебя к активной потребительской позиции.

Полюбившиеся горожанам завтраки в кафе тоже считаются одним из симптомов надвигающейся эпохи одиночек. По мнению Анны, основными потребителями рынка ресторанных услуг (особенно завтраков и ланчей) стали одиночки.

– Это люди в районе 35 лет, которые позволяют себе комфортно, без дополнительных усилий и проблем, провести завтрак, – говорит она. – Многообразие различных предложений для холостых говорит о том, что этот рынок будет успешно развиваться. Сегодня появляется все больше вещей, которые замещают отношения в семье, компенсируют их. Смотрите, как быстро пришли к нам завтраки – за каких-то 6 лет. Первым начал “Макдоналдс”, до этого все кафе работали у нас с 12.00 или с 10.00. А это значит, что традиционная встреча за завтраком сегодня уходит в прошлое. Что бы там о них ни говорили, сколько бы ни рисовали карикатур на папу за газетой, но это была встреча семьи за столом, осколок традиционных отношений.

Как выяснилось, некоторым семья и в самом деле оказалась не нужна. Ее с успехом заменяют “мужья на час” и суперсовременные бытовые приборы, облегчающие жизнь в одиночестве.

– Коммерческие предложения “муж на час” существенно облегчает жизнь женщины, – соглашается наш эксперт. – Такой “муж” придет, все сделает, и ему не надо улыбаться и готовить ужин. Сейчас нам нужно ответить на вопрос – ради чего нужна семья? Если нужен просто эмоциональный комфорт, не обремененный сложными отношениями – то достаточно встретиться и разбежаться. Устроить по купону на два дня дорогой уикенд на двоих. Ты один, ты можешь себе это позволить, и потом целую неделю ходить под впечатлением. Не нужно нести постоянный труд совместного быта, сдерживать свои импульсы и терпеть плохое настроение или недомогание партнера. Мы ждем праздника, и коммерческая среда устраивает нам этот праздник.

– Допустим, но как на семейную жизнь влияют все эти манящие своей необходимостью бытовые приспособления, так облегчающие жизнь?

– В результате этого облегчения нарушаются связи между членами семьи, – считает Анна. – Можно прочитать на ночь ребенку книжку, а можно поставить аудиокнигу, но это уже будет не личное общение. Можно проявить внимательность через смс или войти “ВКонтакт”, но это очень краткие месседжи. Все эти “вау”, хай-технологии – выхолощенные, тезисные, такие позитивненькие. Мир у них немножко другой. Ты не всегда вливаешься в этот позитивный контекст со своими проблемами. А где “нести немощи”? В семье.

– Есть надежда, что тотальное одиночество коснется только продвинутой заграницы?

– По культурным трендам мы лет на 5 отстаем от Америки, – “успокаивает” Анна. – Какие-то вещи перенимаем слишком быстро, а какие-то немного тормозим. Например, пока мы каким-то образом не запустили “Лав-парад”. А это парад потребительской культуры. Он очень интересен городам, потому что в этот момент происходит всплеск покупательской активности.

– Наш покупатель может и рад бы проявить активность, да у него денег не хватает.

– А это неважно, образцы “красивой жизни” приходят во все уголки нашей страны – почти 100-процентное покрытие спутниковым телевещанием, – парирует эксперт. – Достоевский в свое время сказал, что “русский человек без Бога – дрянь”. Сейчас мы наблюдаем страстную жажду развлечений, удовольствий, комфорта. Комфорта не творческого, активного, созидающего, который требует усилия над собой, а комфорта неделания. И вот эта деструктивная сторона развивается вне зависимости от того, имеешь ты достаток или нет. С такими установками создать семью невозможно.

И тем не менее, несмотря на неутешительные выводы и прогнозы исследователей, социологи ВЦИОМ утверждают: у большинства россиян (93%) среди главных жизненных ценностей еще пока значится создание счастливой семьи и воспитание хороших детей.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: