Покаяние нераскаянное?

Источник: Богослов.ru
Покаяние нераскаянное?

В Лавре уже вовсю звонят колокола к праздничной всенощной, а на свеженаписанной иконе — недолепленный асист. И самое ужасное то, что и на службу пора бежать, и сусло через пару часов уже пересохнет, придётся заново отрисовывать — да ещё и к исповеди совершенно не подготовились. А завтра — такой праздник, что не причаститься — просто себя не уважать.

В такие острые кризисные моменты на вопль из глубины души вдруг приходит поистине светлая мысль. «Маш, ты к батюшке тоже сегодня? а у тебя с прошлой исповеди листочек с грехами не остался? Есть?! Слушай, я возьму, ладно? Всё ж одно и то же… Спаси тебя Господь, выручила!»…

Жизнь иконописца — сплошное делание. И не только руками, сколько душой: кисть, выводящая святые лики, так и вынуждает очи сердца иметь горе, ввысь. Иначе вместо образов получатся портреты курсовых друзей и подруг. Уклад жизни – полумонастырский: вся жизнь вокруг храма, икон да богослужения так и проходит год за годом, да и не первый уж десяток лет. За лаврские стены когда последний раз выходили — быстро и не вспомнишь. Какие там грехи — всё одни и те же…

Конечно, если попасть к особо ретивому духовнику, который начнет в этой и без того трепетной душе многокилометровые дыры бурить в надежде отыскать чего-нибудь эдакое, то можно ещё целую гору из этих отвалов собрать. Но опытные знают: ничем хорошим такие «глубокие погружения» в пучины души, как правило, не заканчиваются. Вот и кочует «оптимальный» список с грехами из одних рук в другие, вполне органично отражая и типичное состояние души, и её стандартные немощи.

Когда я еще был «свежерукоположенным» священником, то старался убеждать прихожан в крайней важности и необходимости тщательной подготовки к каждой исповеди, проверке совести по исповедным книгам, подробном составлении списка прегрешений с их последующей «сдачей» батюшке, как бабушки говорят. Пока не столкнулся с совершенно неожиданным открытием: оказывается, в какой-то момент церковной жизни личности это «выворачивание» души наизнанку становится настолько привычным делом, как для гимнаста — утренний шпагат.

Причем настоящий смысл этого открытия души духовнику бесконечно далёк от действительного покаяния, — и слава Богу: вывернули душу, посмотрели, ничего особо нового не появилось, всё нормально, свернули обратно — и отправили к причастию. Но стоит представить, что на каждой такой исповеди будет происходить настоящее покаяние — и мне становится просто страшно. Страшно прежде всего за психическое здоровье такого активного покаянного делателя. Почему — постараюсь объяснить.

С чем можно сравнить человеческую душу? Мне кажется, хорошо подойдёт образ дома, или квартиры, в которой живёт человек. Личность каждого из нас живёт «у себя дома»-то есть в душе, или, если быть совсем точным, личность живёт душой, которая, в свою очередь, животворит тело. А теперь представьте, когда где-то пару раз в месяц вы регулярно производите радикальную перестройку своего дома: сносите перегородки и часть несущих стен, меняете крышу, что-то где-то разрушаете или напротив, пристраиваете.

При этом все эти строительные манипуляции производятся с чётким пониманием того, что всё равно всё делается неправильно. В ближайшее время и это надо будет перестраивать. Не надо быть пророком, чтобы понять: через пару месяцев от дома останется одна большая куча испорченных стройматериалов и мусора, а всё живое из него исчезнет.

Покаяние, о котором говорит и Евангелие, и святые отцы — и есть капитальная реконструкция человеческой души. Которая не может быть «по расписанию» двунадесятых праздников, как не может быть и слишком частой. Дом, как и всё живое, нуждается в постоянном уходе: и полы мыть надо, и мусор выносить, и лампочки перегоревшие не забывать заменять. Но между жилым и нежилым домом есть существенная разница. Поэтому говорить о том, что две сгоревших лампочки, пыль на подоконнике и нестиранные шторы являются достаточными основаниями для признания этого помещения непригодным для жизни и требующим радикальных мер — а ведь именно в этом смысл слов «примири и соедини его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем» —как-то язык не поворачивается.

Вот и образуется коллизия и у чада духовного, и у духовника: у первого — грехов накопать, чтобы было, чем «засвидетельствовать» своё «покаяние» и от чего можно было бы «простить и разрешить». А у священника — иная задача, ревизию навести в душе, чтобы не расслаблялась, строго и решительно зайти в дом души и подвергнуть его критике за то, что розетки не по-евростандарту установлены, а потолки СНИПам не соответствуют.

Роль чада — смиренно согласиться: «простите, грешен, батюшка!» Роль батюшки — по-отечески пожурить. И — внимание! — самое главное: всё оставить на своих местах. Батюшка-то ведь тоже человек разумный, понимает, что начнёшь сейчас рьяно розетки переносить — только и смотри, чтобы кто-то из детей шальной провод под напряжением не схватил. На грех-то, как говорится, и палка стреляет…

В итоге мы получаем удивительно стабильную ситуацию: и овцы целы, и волки вполне сыты. Дом только жалко, что так и стоит десятилетиями в каком-то однажды законсервированном состоянии. В народе говорят, «богатый строится, а нищий — всё кроется». А у нас и крыша, слава Тебе, Господи, не протекает — но и не строится ничего, хоть и средств более чем достаточно. Так и живём в простоте. В простоте ли? Да и живём ли — или всё-таки уже доживаем?

В любом случае, до хорошего, рачительного хозяина, нам ой как далеко. Его ведь сама жизнь подталкивает к постоянным усовершенствованиям своего любимого жилища: детки подросли — значит, что-то пристроить пора, фасад от температурных перепадов облупился — подновить надо будет по весне. Проходишь мимо такого дома, и понимаешь: а здесь и правда «жизнь жительствует», а не теплится на последнем издыхании.

Дерзну предположить, что и душа, которая некогда ощутила вкус подлинного покаяния, и его цену, и его труд, и его плод — уже не захочет жить годами в «законсервированном» доме — и ждать, пока из него — вынесут. Там-то, в Царстве Небесном, по тем же чертежам вечные обители строить будут!

…Может, и правда пришло время начать откровенный разговор о несоответствии наших духовных СНИПов душестроительной практике?

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Слава Тебе, Господи, что моя дочь – троечница

Отличник на исповеди – кошмар для священника

Запоздалая исповедь

Мама молилась над гробом отца, а я смеялся

О праве на Праведное Убийство и о Борисе и Глебе

Вы что, предлагаете нам каяться? Нам? Победившим фашизм? Каяться? Нам каяться не в чем!