Православное Рождество в Вашингтоне

Интервью с настоятелем собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиереем Виктором Потаповым.
Православное Рождество в Вашингтоне

Многие православные христиане в США отмечают Рождество Христово по юлианскому календарю. Этой традиции придерживаются и в вашингтонском соборе святого Иоанна Предтечи, настоятелем которого с 1980 года является протоиерей Виктор Потапов. Он был активным участником процесса объединения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, который завершился в мае 2007 года. В течение трех десятилетий отец Виктор вел на «Голосе Америки» радиопрограмму «Религия в нашей жизни». В интервью он размышляет об отношениях церкви и государства и о праздновании Рождества русскими американцами.

– Отец Виктор, мы записываем это интервью накануне великого праздника – православного Рождества. Часть нашей аудитории в России хорошо помнят, как в советские времена этот праздник запрещался, и многие прихожане не имели возможности свободно приходить в храм. Сейчас в России все с точностью до наоборот. Сейчас это государственный праздник, и первые лица государства принимают участие в этом празднике. А вот как обстоят дела в Америке?

– В Зарубежной Церкви, и у нас здесь в Вашингтоне, в нашем храме в частности, мы празднуем Рождество Христово по старому стилю, Юлианскому стилю, 7 января, так же, как и в России. Но м ы готовимся к этому празднику с начала декабря, вернее – с конца ноября, 28 ноября мы начинаем Рождественский пост. И все наши прихожане, которые всерьез принимают свою веру, стараются соблюдать Рождественский пост. И в течении всего поста они готовятся к кульминации этого периода года – к Рождеству Христову.

На Западе празднование Рождества Христова – очень веселое, шумное, коммерческое время, когда люди думают о подарках, о елках и так далее, то есть о внешней атрибутике Рождества Христова. И мы пытаемся в наших проповедях, на уроках Закона Божьего для детей стараться убедить их, что не это самое главное, а самое главное – духовная сторона поста. Впрочем, и в Америке тоже лучшие пасторы и священники Католической Церкви тоже к этому призывают: не забывайте, братья и сестры, о том, что мы готовимся к Рождеству Спасителя, а все остальное – второстепенно и третьестепенно. Главное – духовное. Так что наш народ мы готовим, и я надеюсь, что они воспринимают наши послания и проповеди.

Замечательный момент в праздновании Рождества по старому стилю заключается в том, что когда отшумели западные Рождество и Новый год, у нас остается тринадцать дней, когда мы можем спокойно, в тихости своей души и сердца, действительно по-настоящему подготовиться. Ну, что греха таить, во время Рождественского поста люди работают, на рабочих местах у них тоже бывают рождественские праздники, и очень трудно порой соблюдать пост серьезно, так, как Церковь ожидает. Но, я повторяю, вот в эти тринадцать дней после американского Рождества мы можем сосредоточиться и подготовиться к Рождеству Христову.

В Зарубежной Церкви мы в основном не служим ночью. В России принято рождественскую литургию служить ночью. Но здесь труднее это сделать, потому что в России 7 января – это государственный праздник, а в Америке это рабочий день обычно. Но большинство наших прихожан заранее договариваются на работе, чтобы освободиться в этот день, и храм бывает переполнен.

– А Святки вы отмечаете?

– Конечно. Святки мы отмечаем, у нас богослужения бывают почти каждый день, потом 12 числа у нас приходская елка, дети уже давно готовятся к этому празднику. Придет Дед Мороз и принесет им подарки. Дети готовят песни, стихи. Мы все соберемся вокруг елки и будет очень веселый праздник.

– Русская Православная Церковь Московского Патриархата и Русская Православная Зарубежная Церковь подписали Акт о каноническом общении еще в мае 2007 года. Однако у части несведущих людей до сих пор остается смутное представление об этом объединении. Одни говорят, что теперь Зарубежная Церковь полностью подконтрольна Москве, и Москва жестко контролирует каждый шаг, другие – наоборот, что Церковь зарубежом сохранила свою автономию. Как на самом деле обстоят дела?

– Я могу совершенно авторитетно сказать, что Московская Патриархия абсолютно ни в чем не вмешивается в нашу внутрицерковную жизнь. В 2007 году, когда произошло объединение, было заявлено, что мы сохраняем широкую автономию. Единственный вопрос, который мы должны согласовывать с Московской Патриархией, это хиротония новых епископов. Вот и все. Мы выдвигаем кандидата, и Патриарх, или Священный Синод утверждает или отклоняет. Пока что несколько епископов были рукоположены и никаких абсолютно проблем не было. Наши епископы участвуют в Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви, которые созываются каждые три года по-моему. Денег от нас не просят абсолютно. Прошло уже 6 лет со дня объединения, у нас наилучшие отношения, и та автономия, о которой было заявлено, у нас есть, и слава Богу. Мы живем своей русско-американской жизнью, Русская Церковь – своей.

– Вам часто приходится бывать в России по церковным, служебным делам?

– Раз в году я езжу туда. Люблю ездить, потому что люблю возродить свои духовные корни, побывать в монастырях, помолиться у святынь. У меня много знакомых в России, с которыми мы поддерживаем контакт. Очень многие батюшки к нам приезжают и служат, в Вашингтон. В январе несколько групп приедут к нам. Они себя очень хорошо чувствуют здесь и даже говорят: “Ваш Вашингтон Русью пахнет”.

– Отец Виктор, не совсем праздничный вопрос. Дело в том, что в России православная Церковь все чаще подвергается критике, скажем, со стороны оппозиции – за то, что, по мнению оппозиции или части людей в оппозиции, она все более и более “сращивается с властью”. Все более и более это взаимодействие, на взгляд оппозиции, переходит границы. Самый последний пример, он скандальный, но тем не менее, это “Пусси Райот”. И некоторые эксперты, даже близкие к Церкви, говорят, что опасность есть, что Церковь может повторить судьбу Русской Церкви перед революцией. Как вам видится эта проблема отсюда, из Соединенных Штатов?

– Эта проблема действительно существует. И наверное это специфика России и Русской Церкви. Очевидно, после тысячелетней истории, когда Церковь действительно была очень близка к государству, очень трудно от этого освободиться. Я только очень надеюсь, что сейчас Церковь рассчитывает на государство в каком-то смысле, чтобы восстановиться, восстановить храмы и монастыри. Потому что очень было много порушено в ХХ веке, как известно. И конечно государство надеется на Церковь, как на источник некоей новой идеологии, возможно. Я очень надеюсь, что каким-то образом это все разрешится в будущем, и что не будет этого сращивания. А пока что действительно я вижу, что к этому идет. Я не буду этого скрывать. Здесь, у нас в Америке, все наоборот: мы живем самостоятельной жизнью, государство не вмешивается в наши дела, я к этому привык, и мне нравится, мне комфортно так. Но вот в России, конечно, это происходит.

Вы упомянули эту рок-группу, я не хочу даже называть ее, это довольно неприличное слово, у меня язык не поворачивается. Я просто могу сказать, что напрасно они им дали тюремное заключение. Они совершили совершенно безобразный поступок в Храме Христа Спасителя, но надо было не так наказывать. Надо было делать так, как у нас в Америке: если кто-то такое позволит себе, суд им назначает какую-то социальную службу. Надо было этих девчонок послать подметать двор Храма Христа Спасителя, или послать их в старческий дом, чтобы за стариками ухаживать, на целый год. Что-нибудь такое. Но государство дало им два года, и многие церковные деятели это поддержали. Ну, это ни в какие рамки не вмещается, на мой взгляд.

– И последнее. Ваши пожелания православным христианам и в Соединенных Штатах, и в России, и во многих других странах накануне православного праздника Рождества.

– Я хотел бы пожелать нашим слушателям и православным верующим России, которые отмечают Рождество Христово, самого доброго от Христа Спасителя. Пожелать, чтобы в этом новом 2014 году они обрели прежде всего духовное здоровье, а затем уже и физическое. Чтобы обрели они подлинную веру, чтобы они нашли место в своих сердцах для родившегося в Вифлееме Христа. Потому что Церковь учит, что сердце каждого верующего должно быть как-бы вертепом, для того, чтобы родился в их сердцах Христос. Если Христос будет в наших сердцах, это непременно положительно повлияет на наши взаимоотношения. Потому что улучшения в стране, в обществе начинаются с нас самих. И дай Бог, чтобы мы нашли в своем сердце место, где Христос мог бы преклонить Свою главу.
Самого доброго всем вам! Храни Вас Господь!

Беседовал журналист Вадим Массальский

Видео:  Сергей Москалев, “Голос Америки”.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Архиерейский собор РПЦЗ: Мы призываем распрощаться с богоборчеством и прославлением убийц

Изгнание множества людей из России привело к тому, что мир Запада встретился с Православием

Русская православная церковь за рубежом призвала убрать тело Ленина с Красной площади

В РПЦЗ также заявили о необходимости вернуть исторические названия географическим объектам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!