Школьный вопрос: Родитель у учебного станка

|

Наверное, это отчасти правильно – помогать ребенку с уроками, но вот вопрос – в какой степени? Приходя домой после работы и раскрывая тетрадки своего сына-первоклассника, я обнаруживаю там такое количество ошибок, что мы с ним вынуждены снова все переделывать. Учительница на собраниях не устает напоминать нам, родителям, о том, чем и как мы должны заниматься дома с детьми.

Я допускаю, что мой ребенок из медленно адаптирующихся. Но если программа рассчитана на среднестатистического ребенка, разве не должно большинство первоклассников самостоятельно справляться с домашним заданием? Почему же практически все родители вынуждены «вытягивать» своих детей? И откуда такая уверенность учителей в том, что они имеют право требовать это от родителей? Евгения

Отвечает Леонид КЛЕЙН, педагог:

— Мы действительно живем в очень странное время. Во многих школах от наших детей-первоклашек требуют мгновенного результата, вместо того чтобы терпеливо и вдумчиво их учить. Да и не только от первоклашек ждут знаний, умений и навыков! В иную престижную школу не поступить, не сдав экзамен. Не секрет, что конкурс в первый класс бывает иногда до пяти человек на место, а это значит, что наши дети, не проучившись ни дня в школе, уже должны что-то знать и уметь эти знания демонстрировать. Получается, что школа не столько учит, сколько отбирает себе подготовленных учеников, или лучше сказать — подготовленный и удобный материал, с которым будет потом комфортно работать. Мы не возмущаемся, когда высшее учебное заведение устраивает конкурс, чтобы набрать лучших студентов, но у вуза и школы совершенно разные педагогические, социальные и интеллектуальные задачи.

Для того чтобы понять, что делать в этой ситуации, давайте сначала разберемся в причинах. Сегодня мы живем в ситуации фактического социального расслоения, и школа не может не реагировать на изменения, произошедшие в обществе. Разрыв между обычной, «дворовой» школой и школой «престижной», или, как сейчас принято говорить, «элитной», — огромный. В обычной школе у родителей зачастую нет ни сил, ни денег, ни желания вкладываться в своего ребенка, тогда как родители, отдавшие своих детей в престижное учебное заведение, готовы дневать и ночевать в школе, готовы опекать своего ребенка, помогать ему, готовы подчиняться требованиям администрации, чтобы соответствовать той социальной и образовательной планке, которую они сами себе поставили. Но дело не только в родительских запросах, но еще и в педагогическом предложении. Многие «хорошие» школы работают, заключая с родителями некий негласный социальный договор. Со стороны педагогического коллектива он формулируется примерно так: «Вы хотите хороших учителей, а мы — хороших учеников; учительский труд — тяжелый и плохо оплачиваемый, так сделайте так, чтобы нам не приходилось излишне возиться с вашими детьми». Одним словом, компетентные преподаватели в обмен на компетентных детей. И вдобавок в обмен на компетентных родителей, готовых садиться за парту вместе со своим ребенком. Вот в какой ситуации мы находимся.

В какой школе учится ваш ребенок? Видимо, не в совсем обычной, если на родительских собраниях вам постоянно говорят, что ребенок не соответствует «высоким» требованиям учебного заведения. Но в этой ситуации можно и нужно противостоять учительскому произволу, который с легкостью переваливает ответственность за процесс и результат учебы на родителей. Дело в том, что домашние задания рассчитаны на ребенка, а не на родителей. Ученик в начальной школе еще не может самостоятельно скачать информацию в интернете, сделать доклад о биографии писателя, оформить рисунок так, чтобы это понравилось преподавателю. Есть масса заданий, которые заведомо даются родителям, а не детям. И такие задания можно спокойно не выполнять, а в случае претензий — идти к директору и требовать методической инспекции подобных заданий. Есть еще одно обстоятельство. Существуют жесткие нормы, касающиеся времени на выполнение домашней работы. В каждом классе эти нормы разные, но в младшей школе — это не больше часа. Ребенок ни психологически, ни физически не может проводить за столом несколько часов только для того, чтобы компенсировать непрофессионализм школьного педагога. Одним словом, у вас есть реальные рычаги, чтобы оградить вашего ребенка от ненужной и даже порой вредной нагрузки.

Другое дело, что наши дети учатся не для школы, не для оценок, а для себя. И главный навык, которым они должны овладеть, — это способность самостоятельно добывать знания. Вот здесь родительская помощь необходима. Нужно, чтобы маленький ученик научился быстро и сосредоточенно выполнять домашнюю работу, чтобы он умел отличать важное от второстепенного, чтобы точно понимал задание или параграф учебника. Если таким базовым вещам в школе не учат, то придется этот пробел восполнить вам. Но поверьте — это то, что действительно необходимо ученику и на что родительского времени не жалко.

Вопросы можно задать в рубрике «Нескучного сада»

Теги:
Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Образование, каким оно должно быть

Педагоги, которые лучше всего помогают детям, — это те, кто ценит и изо всех сил старается…

Продолжительность школьного курса «астрономия» составит 35 часов

Астрономия возвращается в школьную программу с 1 сентября 2017 года

Здесь дети весь урок решают один пример

Одна учительница поработала в Эвенкии год и многое поняла

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!