Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва) о том, что мешает настоящему оглашению в Церкви.

Две беседы – мало или много?

Введение оглашения во всей нашей Церкви – колоссальный шаг вперед. Но две-три обязательные беседы можно рассматривать именно как первый шаг, который, мне кажется, мы уже сделали, и надо двигаться дальше. Нельзя на этом останавливаться.

В нашем храме подобные беседы проводились всегда, с самого начала зарождения общины. Более того, сама община возникла только как раз благодаря тому, что люди приходили на оглашение. Позднее стали приходить их дети, друзья и родственники. Потому оглашение у нас никогда не проходило по формальной схеме, когда предполагается две беседы с катехизатором плюс беседа со священником. Все беседы, а их больше трех, у нас проводят священники.

Долгие беседы – маленький доход

Наша община небольшая, храм в центре Москвы, и количество крещений в год – тоже очень небольшое. То есть финансово храм не зависит от них. И поэтому у нас с самого начала было заведено, что никаких цен за требы не существует. Более того, нет установленных «рекомендуемых сумм пожертвования», как лукаво пишут в некоторых храмах. Вообще никаких цен. Оглашение как таковое и цена за требу уже находятся в жесточайшем противоречии друг с другом.

И это одна из проблем сегодняшнего оглашения. Особенно если смотреть на уровне епархий. Потому что если оглашение проводить серьезно, по-настоящему, то тогда количество крещений явно сократится. А если уменьшится их количество, то сократятся доходы храмов, то есть станет меньше и взнос, который храмы платят в епархию.

Правящему архиерею ситуация на месте мало интересна. На мой взгляд, ему формально нужны: отчет о проведении катехизации, с одной стороны; и с другой – та сумма, которую приход отчисляет на содержание епархии. Думаю, не всем правящим архиереям приходит в голову, что эти вещи несовместимы, как гений и злодейство.

Если у архиерея главная цель, чтобы храм отчислял эти деньги, то он должен понимать, что катехизация в этом храме будет проводиться формально. И что люди, которые будут приходить сами или со своими детьми, крестными для крестин, потерпят две короткие беседы, а потом в храме всё равно не останутся.

То есть форма катехизации будет ненавязчивая, в виде формальной беседы о Символе веры, которая ничего не даст совершенно чужим для Церкви людям. Попробуйте за сорок минут объяснить Символ веры для того, чтобы человек воцерковился! А еще в эти беседы входит разговор о том, как должна устраиваться жизнь христианина. Точнее – как правильно молиться, как поститься, как исповедоваться, причащаться. Всё.

“Родителей младенцев самих надо привести в Церковь”

Очевидно, мотивация у людей, которые взрослыми принимают крещение, и у родителей, которые крестят своего ребенка, – разная. Человек, который сознательно хочет креститься во взрослом возрасте, уже прошел первоначальный собственный путь познания, он уже ставит для себя вопросы о вере, о Боге. И вот для него двух кратких бесед может быть достаточно для того, чтобы привести его в общину. И тогда дальнейшая катехизация будет продолжаться для него уже в общинной жизни.

А у родителей, которые хотят крестить ребенка, совсем другая мотивация. Их самих надо привести в Церковь. То есть – катехизация не для ребенка, а для родителей и для крестных. А им самим она не нужна, им нужно крестить ребенка. Сами-то они в крещении или в воцерковлении не нуждаются. И для их катехизации в Церкви нужны другие установки.

Когда родители знают, что крещение стоит столько-то в этом храме, но здесь еще требуют какие-то беседы, они могут пойти в другой храм, за городом, где крещение, может быть, стоит чуть подороже, но с них больше ничего не будет требоваться.

Фото: foma.ru

Фото: foma.ru

Специальное предложение: крещение за 30 тысяч рублей

Так что надо от чего-то отказываться: либо от катехизации, либо от цены на крещение. Я предлагаю совершенно абсурдное, может быть, анекдотическое решение. Но, по крайней мере, оно было бы честным и справедливым. Нужно установить в храмах такую норму: «Братья и сестры, те из вас, кто не желает проходить катехизацию, а хочет купить крещение, платите 30 тысяч рублей, покрестим без вопросов.

А с тех, кто хочет катехизации по-настоящему, мы не возьмем ни копейки, да еще подарки сделаем. От храма купим крестильную рубашку, крестик, подарим Евангелие и молитвослов. Кто выберет второй путь – становятся членами нашей общины, и мы там с вами работаем, вам проводим катехизацию три месяца».

Тогда всё встанет на свои места: если деньги, то деньги, если катехизация, то катехизация. И тогда к ней люди будут относиться уже по-настоящему серьезно, от сердца.

Младенцу всё равно – крестят его или нет

Вопрос о том, обязательно ли нам крестить всех младенцев подряд – не простой. Младенцу вообще нет никакой разницы, крестят его или не крестят. Здесь нельзя решить всё быстро и однозначно. Я вообще не считаю зазорным не крестить младенцев. Но это сугубо мое мнение и ровно ничего не значит.

Мне кажется, что мы вполне можем отказывать в крещении младенцев, если родители ни сном ни духом не собираются воцерковляться. Я могу это понять, когда лично с ними побеседую, посмотрю им в глаза.

Если здесь будет не индивидуальный подход священника, а методологический от штатного катехизатора, то всё бессмысленно. Ну какой может быть беседа, скажем, о Троице с родителями, у которых нет каких-то личностных первичных знаний о Боге. Они никогда с Ним не общались. Они никогда в Нем не нуждались. Они никогда Ему не молились.

А им тут о Троице говорят, о воплощении, о нисхождении Святого Духа. Они, конечно, на две беседы придут, послушают. Потом их батюшка как-то так поисповедует, и уже будет рад, что как-то они хоть на какие вопросы ответили. А потом их детей покрестят. По совету священника процентов двадцать из них принесут детей к причастию в ближайшее воскресенье. Потом почти все вообще перестанут приходить.

“Бог – это Кто или что?”

Здесь вопрос еще в том, как священник встречает людей, которые хотят креститься у него. И если он видит перспективу в этих людях, видит, что у них есть какое-то живое стремление разобраться, если он может как-то их правильным образом вдруг направить – через правильный вопрос или какую-то задушевную беседу, – он может их вести и дальше.

Бессмысленно им сразу объяснять Символ веры. Прежде всего нужно говорить о Христе и Евангелии, о личных отношениях человека с Богом. Часто люди не могут ответить на вопрос, который я задаю каждой семейной паре: «Бог – это Кто или что?» Пока они на этот вопрос ответить не могут, некуда дальше идти.

Неслучайно в нашем приходе мы увеличили срок подготовки незнакомых родителей до трех месяцев.

Но бывает, что священник видит – сейчас любые разговоры бездейственны. Тогда он может спокойно сказать: «Вы пока не готовы к тому, чтобы вашего ребенка крестить». Не надо бояться этих слов.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Китаец Борис и чудеса после крещения

Как Бин хотел снять квартиру, а получил русское имя и православную веру

Не затворяйте от людей Бога

Нужно ли священнику говорить с теми, кто пришел только за водой

Первое действие Спасителя

Что означает для нас крещенская вода

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!