Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва) о том, что мешает настоящему оглашению в Церкви.

Две беседы – мало или много?

Введение оглашения во всей нашей Церкви – колоссальный шаг вперед. Но две-три обязательные беседы можно рассматривать именно как первый шаг, который, мне кажется, мы уже сделали, и надо двигаться дальше. Нельзя на этом останавливаться.

В нашем храме подобные беседы проводились всегда, с самого начала зарождения общины. Более того, сама община возникла только как раз благодаря тому, что люди приходили на оглашение. Позднее стали приходить их дети, друзья и родственники. Потому оглашение у нас никогда не проходило по формальной схеме, когда предполагается две беседы с катехизатором плюс беседа со священником. Все беседы, а их больше трех, у нас проводят священники.

Долгие беседы – маленький доход

Наша община небольшая, храм в центре Москвы, и количество крещений в год – тоже очень небольшое. То есть финансово храм не зависит от них. И поэтому у нас с самого начала было заведено, что никаких цен за требы не существует. Более того, нет установленных «рекомендуемых сумм пожертвования», как лукаво пишут в некоторых храмах. Вообще никаких цен. Оглашение как таковое и цена за требу уже находятся в жесточайшем противоречии друг с другом.

И это одна из проблем сегодняшнего оглашения. Особенно если смотреть на уровне епархий. Потому что если оглашение проводить серьезно, по-настоящему, то тогда количество крещений явно сократится. А если уменьшится их количество, то сократятся доходы храмов, то есть станет меньше и взнос, который храмы платят в епархию.

Правящему архиерею ситуация на месте мало интересна. На мой взгляд, ему формально нужны: отчет о проведении катехизации, с одной стороны; и с другой – та сумма, которую приход отчисляет на содержание епархии. Думаю, не всем правящим архиереям приходит в голову, что эти вещи несовместимы, как гений и злодейство.

Если у архиерея главная цель, чтобы храм отчислял эти деньги, то он должен понимать, что катехизация в этом храме будет проводиться формально. И что люди, которые будут приходить сами или со своими детьми, крестными для крестин, потерпят две короткие беседы, а потом в храме всё равно не останутся.

То есть форма катехизации будет ненавязчивая, в виде формальной беседы о Символе веры, которая ничего не даст совершенно чужим для Церкви людям. Попробуйте за сорок минут объяснить Символ веры для того, чтобы человек воцерковился! А еще в эти беседы входит разговор о том, как должна устраиваться жизнь христианина. Точнее – как правильно молиться, как поститься, как исповедоваться, причащаться. Всё.

“Родителей младенцев самих надо привести в Церковь”

Очевидно, мотивация у людей, которые взрослыми принимают крещение, и у родителей, которые крестят своего ребенка, – разная. Человек, который сознательно хочет креститься во взрослом возрасте, уже прошел первоначальный собственный путь познания, он уже ставит для себя вопросы о вере, о Боге. И вот для него двух кратких бесед может быть достаточно для того, чтобы привести его в общину. И тогда дальнейшая катехизация будет продолжаться для него уже в общинной жизни.

А у родителей, которые хотят крестить ребенка, совсем другая мотивация. Их самих надо привести в Церковь. То есть – катехизация не для ребенка, а для родителей и для крестных. А им самим она не нужна, им нужно крестить ребенка. Сами-то они в крещении или в воцерковлении не нуждаются. И для их катехизации в Церкви нужны другие установки.

Когда родители знают, что крещение стоит столько-то в этом храме, но здесь еще требуют какие-то беседы, они могут пойти в другой храм, за городом, где крещение, может быть, стоит чуть подороже, но с них больше ничего не будет требоваться.

Фото: foma.ru

Фото: foma.ru

Специальное предложение: крещение за 30 тысяч рублей

Так что надо от чего-то отказываться: либо от катехизации, либо от цены на крещение. Я предлагаю совершенно абсурдное, может быть, анекдотическое решение. Но, по крайней мере, оно было бы честным и справедливым. Нужно установить в храмах такую норму: «Братья и сестры, те из вас, кто не желает проходить катехизацию, а хочет купить крещение, платите 30 тысяч рублей, покрестим без вопросов.

А с тех, кто хочет катехизации по-настоящему, мы не возьмем ни копейки, да еще подарки сделаем. От храма купим крестильную рубашку, крестик, подарим Евангелие и молитвослов. Кто выберет второй путь – становятся членами нашей общины, и мы там с вами работаем, вам проводим катехизацию три месяца».

Тогда всё встанет на свои места: если деньги, то деньги, если катехизация, то катехизация. И тогда к ней люди будут относиться уже по-настоящему серьезно, от сердца.

Младенцу всё равно – крестят его или нет

Вопрос о том, обязательно ли нам крестить всех младенцев подряд – не простой. Младенцу вообще нет никакой разницы, крестят его или не крестят. Здесь нельзя решить всё быстро и однозначно. Я вообще не считаю зазорным не крестить младенцев. Но это сугубо мое мнение и ровно ничего не значит.

Мне кажется, что мы вполне можем отказывать в крещении младенцев, если родители ни сном ни духом не собираются воцерковляться. Я могу это понять, когда лично с ними побеседую, посмотрю им в глаза.

Если здесь будет не индивидуальный подход священника, а методологический от штатного катехизатора, то всё бессмысленно. Ну какой может быть беседа, скажем, о Троице с родителями, у которых нет каких-то личностных первичных знаний о Боге. Они никогда с Ним не общались. Они никогда в Нем не нуждались. Они никогда Ему не молились.

А им тут о Троице говорят, о воплощении, о нисхождении Святого Духа. Они, конечно, на две беседы придут, послушают. Потом их батюшка как-то так поисповедует, и уже будет рад, что как-то они хоть на какие вопросы ответили. А потом их детей покрестят. По совету священника процентов двадцать из них принесут детей к причастию в ближайшее воскресенье. Потом почти все вообще перестанут приходить.

“Бог – это Кто или что?”

Здесь вопрос еще в том, как священник встречает людей, которые хотят креститься у него. И если он видит перспективу в этих людях, видит, что у них есть какое-то живое стремление разобраться, если он может как-то их правильным образом вдруг направить – через правильный вопрос или какую-то задушевную беседу, – он может их вести и дальше.

Бессмысленно им сразу объяснять Символ веры. Прежде всего нужно говорить о Христе и Евангелии, о личных отношениях человека с Богом. Часто люди не могут ответить на вопрос, который я задаю каждой семейной паре: «Бог – это Кто или что?» Пока они на этот вопрос ответить не могут, некуда дальше идти.

Неслучайно в нашем приходе мы увеличили срок подготовки незнакомых родителей до трех месяцев.

Но бывает, что священник видит – сейчас любые разговоры бездейственны. Тогда он может спокойно сказать: «Вы пока не готовы к тому, чтобы вашего ребенка крестить». Не надо бояться этих слов.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Введение во храм Пресвятой Богородицы и наше воцерковление

О восприемниках, издержках неофитства и пределах духовного руководства

Оглашение: а где же прихожане?

Как выстроить мостик между человеком и Христом с помощью активных прихожан

Крестная улетает завтра – дайте справку!

Как происходит оглашение в спальном районе?