Святая неуверенность: Нуждается ли Бог в нашей защите?

|
Андрей Десницкий объясняет, почему верующему в Бога человеку вовсе необязательно расправляться над теми, кто хулит святыню. Более того – нервная реакция на кощунство – тревожный признак.

Я не хочу говорить про парижских карикатуристов и парижских же террористов, с ними, по-моему, всё ясно, а кому неясно, тому никак не объяснишь. Но я хотел бы понять другое: а почему для верующего человека кажется допустимой сама мысль убивать за кощунство? Даже с лукавым предисловием: «убивать, конечно, это явный перебор, но…»

Андрей Десницкий

Андрей Десницкий

Лучше всех это сформулировала в своем блоге мусульманка по имени Зара Муртазалиева: «Если вы мусульмане и верите в величие Пророка Мухаммада (с.а.с), то как вы можете верить в то, что Пророк Мухаммад (с.а.с) нуждается в защитниках в лице несчастных и грешных людей?»

Как бы мы ни относились к Мухаммаду, наверное, все мы согласимся, что уже невозможно для нас изменить его нынешнее положение ни атеистам, ни исламистам, ни карикатуристам. Стало быть, защищает человек в подобных случаях не самого Мухаммада (и уж тем более не Христа, Который молился за распинавших Его, и не апостолов, принимавших мучения за веру), а что-то внутри себя самого. И недавно принятый в России закон подсказывает, что именно: чувства верующих.

А какое именно чувство? У меня есть предположение: чувство неуверенности. Человек слышит и сам повторяет изо дня в день одни и те же слова молитвы, одни и те же догматы веры, и ему кажется, что он целиком и полностью согласен с ними, что они исчерпывающим образом описывают реальность… И вдруг ему на глаза попадается злая карикатура или какой-нибудь глупый перформанс… и всё идет прахом! Молитвенный настрой сбивается, вера колеблется…

Почему? Потому что это надругательство над святыней? Но разве христиане не носят на собственном теле знак Креста – изображение самого гнусного, самого страшного надругательства над самой главной Святыней, которое только было в их истории? Разве не считают этот Крест источником своего спасения? Разве Христос в этом мире встречал только восторженные приветствия и благословения, и то же происходило с его учениками, то же и нам обещано в Евангелии?

Стоп-стоп-стоп… Сдается мне, что такая пощечина выбивает человека из привычного ритма, колеблет его веру ровно потому, что вера эта нетверда. Где-то глубоко внутри остается сосущее такое чувство неуверенности: а вдруг всё это обман, все мои молитвы впустую, вся моя жизнь идет не туда, куда надо? Тем более, что каждый на самом деле прекрасно сознает, насколько слаба его молитва и насколько жизнь его далека от идеалов веры.

И вот такое вторжение скандального кощунства – не будит ли оно усыпленных сомнений, не придает ли сил этому червячку, который, казалось бы, совсем умолк – и вот заговорил опять?

Я обратил на это внимание в совсем другой ситуации, казалось бы, далекой от кровопролития. В ходе дискуссии о необходимости понимать все строки книги Бытия строго буквально один из ее участников сказал примерно следующее: «Сегодня вы заставляете меня думать, что Бог сотворил мир не за шесть календарных суток, а завтра вы мне скажете, что и воскресение Христа надо понимать иносказательно».

Именно такова логика фундаментализма: принять можно и нужно всё и сразу, без рассуждений или сомнений, вера дает однозначные и законченные ответы на все мыслимые вопросы, и если ты усомнился в одном из них, ты неправильно ответишь сразу на все.

Но как же обойтись без сомнений? Поместить себя в стерильную среду, где просто нет никакой, совершенно никакой неудобной информации, никаких других толкований. Вот примерно так апостол Павел описывал отношение к закону тех, кто принуждал первых христиан к обрезанию: раз в законе обрезание прописано, то никак без него не обойтись, принять веру во Христа можно только в комплекте со всеми ритуальными требованиями Моисеева закона.

И сам же Павел возражал: «Кто полагается на соблюдение закона, на того падает проклятие» (Галатам 3:10), ведь невозможно прожить жизнь, ни разу закон не нарушив. А раз нарушил один пунктик – виновен перед всем законом.

Выход, по Павлу, во Христе. Вера в Него – не только принятие некоторых догматов в качестве абстрактных формулировок, но прежде всего доверие Ему, уверенность в том, что уж Он-то выведет тебя на правильную дорогу. А какой именно будет эта дорога, мы просто не можем знать, Ему виднее.

Именно так Петр шагнул когда-то за борт безопасной лодки и пошел ко Христу по бурным водам. Да, сразу же усомнился и начал тонуть, но без этого удивительного опыта полного доверия Христу – и полной неуверенности в собственных силах и расчетах! – наверное, не стал бы простой рыбак Симон апостолом Петром.

Есть и другой путь: самому заранее все рассчитать и убедить самого себя, что именно там, где ты, и есть Христос, и не может Он быть нигде еще. Не Он спасает тебя, а ты оберегаешь Его от посягательств атеистов, иноверцев, еретиков, раскольников… список длинный. Он – в твоей лодке, никому не позволишь ты Его оттуда вытащить, да и Самому выйти не позволишь. Тут ты главный, а не Он.

Но, боюсь, в результате человек оберегает не Христа, а свою собственную картинку про Христа, и не от внешних нападений, а от собственных сомнений, и оберегает так ревностно, что сил на что-то еще у него зачастую просто не остается.

Впрочем, такой подход характерен не только для религии. Вера и неверие – универсальные категории. Сколько раз я сталкивался с тем, как люди, искренне любящие Россию, обижались на меня, если я рассказывал им о самых серьезных проблемах, которые видел в своей стране. Это особенно характерно для русских, живущих за границей: Россия для них – страна березовых рощ и благодатных обителей, это великая и славная империя, которая наконец возрождается и идет к своему земному величию.

Мы в ней, конечно, не живем, потому что так сложилось, но как важно для нас сознавать, что там, на Руси, сплошная святость и благодать. Как смеете вы нам тут подкидывать информацию, которая противоречит нашей мечте!

Новостные агентства тем временем сообщают: в Саудовской Аравии за оскорбление ислама и создание либерального интернет-форума приговорили блогера Раифа Бадави к десяти годам тюрьмы, штрафу в миллион реалов (четверть миллиона долларов) и еще к тысяче ударов плетью, которые должны растянуть на двадцать недель, чтобы он вообще выжил. Вера саудитов теперь наверняка очень сильно укрепится, сомнения отпадут, а что же Раиф? Тысяча плетей явный перебор, но… сам наверняка виноват. Нечего будить в нас сомнения.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Бог на нашей стороне?

Я не люблю богословских дискуссий и стараюсь от них уклоняться

Почему Бога не видно?

Оказывается, я не один чего-то не понимаю. Сам владыка в чем-то сомневается и ищет ответы!

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: