Христиане Востока и Запада – мученичество и секуляризм

Конституционный судья Италии Марта Картабия и бывший министр национального примирения и национальных меньшинств Пакистана Пол Бхатти открыли «Покровские встречи» в Москве. С их участием 8 ноября состоялся круглый стол «Христиане и христианство в общественном пространстве». Вел вечер журналист Константин Эггерт.

Покровские встречи

Константин Эггерт отметил, что гости приехали из стран, где ситуация для христиан различна. В Европе процесс секуляризации вызывает неоднозначное отношение многих к религиозным практикам, в том числе к христианству, а в Пакистане 99,9% говорят, что верят в Бога, но от этого пакистанским христианам легче не становится. Он напомнил, что брат Пола Бхатти, Шабхаз Бхатти (1968–2011), тоже был министром национального примирения и национальных меньшинств, и его убили пакистанские экстремисты. Сейчас в Ватикане обсуждают возможность беатификации Шахбаза Бхатти.

Жизнь и смерть Шахбаза Бхатти — раннехристианская история

C воспоминаний о Шахбазе и начал свое выступление Пол Бхаттти.

Пол БхаттиШахбаз был младшим из шести братьев в католической семье в Пакистане. В 14 лет Шахбаз увидел, что в школе учитель-христианин обедает отдельно от других учителей: они не хотели сидеть с ним за одним столом. Именно тогда он решил, что посвятит жизнь борьбе против дискриминации.

Через несколько лет, когда Шахбазу было 18, в Пакистане планировали ввести отдельные удостоверения личности для христиан. Вместе с однокурсниками Шахбаз устроил манифестацию перед парламентом. В итоге закон не был принят.

Еще несколько лет фундаменталисты, преобладавшие в парламенте, предложили привести государственный закон в соответствие с шариатом. Шахбаз Бхатти пошел на переговоры с сенаторами, с парламентом и вновь добился того, что закон не приняли.

С 1986 года в Пакистане действует закон о богохульстве, по которому за хулу на пророка Магомета и Коран полагается смертная казнь. Адвокаты боялись защищать обвиняемых по этому закону, отказывались от дел. Шахбаз брал людей, которым грозили арест и казнь, к себе домой, организовывал группы, занимавшиеся такими делами. «Я боялся за его жизнь», — сказал Пол Бхатти. Сам он хирург, много лет жил в Италии, имел там частную клинику.

Когда Шахбаз приезжал в Италию, брат уговаривал его остаться в Европе, но Шахбаз ответил, что пастырь, оставляющий свою паству, не может быть примером. Он не был священником, но с юных лет посвятил свою жизнь защите гонимого христианского меньшинства в Пакистане. Никакие угрозы, предупреждения не заставили его отказаться от этого, покинуть свою страну. Шахбаз Бхатти претерпел до конца.

Незадолго до гибели Шахбаз сказал Полу: «Вернись в Пакистан». «Ты уговариваешь меня вернуться из рая в ад», — ответил Пол. «Настоящий путь к раю — это Пакистан, — ответил Шахбаз. — Это наш удел, потому что наши братья погибают».

Шахбаз Бхатти был убит 2 марта 2011 года. Узнав об этом, Пол твердо решил поехать на похороны, а после похорон увезти из Пакистана всю их большую семью. Но на похоронах, где было множество людей, и все плакали, зашел разговор о том, кто будет вместо Шахбаза. И даже президент уговаривал Пола продолжить дело брата. После колебаний, сомнений, молитв Пол согласился. «И я убежден, что сделал правильный выбор», — говорит он.

Покровские встречиУже в должности министра, изучив ситуацию, Пол Бхатти понял, какую огромную работу проделал Шахбаз. Жизнь своего брата Пол считает духовным свидетельством. Но ситуация в Пакистане для христиан, которых там два процента (а всего меньшинств — пять процентов) остается тяжелой.

Он напомнил о прошлогоднем деле, когда в богохульстве (конкретно — в поджигании страниц Корана) обвинили 11-летнюю девочку из христианской общины Исламабада. Девочка была неграмотная и с синдромом Дауна. Многие мусульмане рвались громить общину, Бхатти вел переговоры с имамами, убеждал их, что нельзя призывать свою паству к погромам.

 

Страна перенаселена, страшная бедность, больше половины населения неграмотны, а среди женщин — две трети. Есть семьи с десятью детьми, которым нечего есть и которые не могут отдать детей в школу. Зато существуют тысячи фундаменталистских школ, куда всех принимают бесплатно и где детей учат, что надо убивать неверных, а иногда и самим ради этого умереть.

Выход из этой ситуации Бхатти видит в просвещении и в межрелигиозном диалоге. «В этом диалоге надо идентифицировать причины, которые создают насилие. Ислам не говорит, что надо убивать. Мы должны показать людям настоящий ислам, чтобы они поняли его», — сказал бывший министр.

Он отметил, что защита пакистанских меньшинств от дискриминации — дело не только граждан Пакистана, но общее дело, общая ответственность.

Константин Эггерт сказал, что написал в своем твиттере о вечере, рассказал там о Шахбазе Бхатти, многие его знакомые написали отзывы, один из которых он зачитал: «Совершенно раннехристианская история».

Константин Эггерт

Вызов Бенедикта XVI христианам

Конституционный судья Италии Марта Картабия сказала, что в западных странах верующих не преследуют, но культурную и политическую элиту многих стран смущает, когда религиозные сообщества выражают себя публично, вмешиваются в политическую или общественную дискуссию. Сложился стереотип, что если Церковь вмешивается в такую дискуссию, она апеллирует к религиозному авторитету, который конкурирует с авторитетом политическим.

Такую авторитарную догму многие считают неприемлемой для дискуссии в демократическом обществе.

Марта Картабия

И сами христиане часто понимают свое участие в общественной дискуссии только как защиту бесспорных для каждого христианина ценностей: человеческой жизни, семьи, недопустимости аборта, эвтаназии. Для верующих это не дискуссионные вопросы. Но в общественно-политической жизни есть немало вопросов, по которым Церковь не высказывала официальную позицию. «Экономика, международная политика, право, здравоохранение — христианам нечего об этом сказать, если нет официальной позиции Церкви?», — спросила Марта Картабия.

В ответ на собственный вопрос она привела несколько цитат из выступлений Папы Бенедикта XVI перед политиками.

22 сентября 2011 года в Бундестаге Бенедикт XVI сказал: «В истории системы права почти всегда опирались на религию: на основе ссылки на Божественность решалось, что среди людей является справедливым. В отличие от других великих религий, христианство никогда не навязывало государству и обществу какого-либо закона или юридического положения, проистекающего из откровения. Вместо этого оно отсылало к природе и к разуму, как к истинным источникам права — отсылало к гармонии между объективным и субъективным разумом; однако эта гармония предполагает, что обе эти сферы основаны в творческом Разуме Бога».

Покровские встречи

А годом раньше, в сентябре 2010 года, выступая в Вестминстер-Холле, Бенедикт XVI говорил: «Роль религии состоит не в том, чтобы навязать свои истины неверующим, не в том, чтобы предлагать конкретные политические решения, которые лежат вне сферы ее компетенции. Ее роль в том, чтобы прояснить и очистить разум, дабы он мог открыть и понять объективные моральные законы».

Марта Картабия видит в этих словах Бенедикта XVI вызов верующим — в общественно-политической дискуссии нельзя уклоняться от трудностей, прятаться за авторитетами. «Христианин призван входить в общественный диалог, используя разум и природу, в них искать источник права», — считает она.

Итальянский юрист также привела слова Бенедикта XVI о позитивизме. Назвав в речи в Бундестаге позитивистское видение мира большим достижением человечества, Папа отметил, что когда позитивистское мышление претендует стать единственной достаточной культурой, а другим культурным реальностям отводит место субкультур, оно ограничивает человека и даже угрожает его человечности.

Покровские встречи

Марта Картабия отметила, что позитивистская мысль необходима в естественнонаучной сфере, но не может объяснить всю полноту жизни. Именно из-за суженного понимания разума, считает она, происходят очень многие недоразумения в мире. Для Конституционных судов во всем мире, по словам Картабия, при суждении о законах первичен критерий разумности, а это больше, чем рациональность. И здесь верующим есть что сказать, именно в этой перспективе вера и разум вновь могут подружиться. «Мир рационального секуляризма и мир религиозного кредо нуждаются друг в друге», — убеждена Марта Картабия.

Жан-Франсуа Тири

Подводя итоги встречи, директор центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири сказал: «Я раньше думал, что чем больше мы будем властвовать и влиять на закон, тем лучше будет общество. Но если не будет свидетельства, самые справедливые законы приведут к насилию над другими».

«Покровские встречи» проходят в Москве 8—11 ноября. Они организованы Культурным центром «Покровские ворота», фондом «Христианская Россия», Московским архитектурным институтом, Российским православным университетом и Итальянским институтом культуры.

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Покровские встречи

Подготовил Леонид Виноградов

Фото Анны Гальпериной

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Впереди не только грех, но и Христос

После Преображения для верующих есть две реальности

Моей вере не нужны посредники

Можно ли в отношениях с Богом обойтись без Церкви

Господи, дай мне терпения… Только поскорее!

Протоиерей Александр Мень о ясности духа в трудных обстоятельствах

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!