Как сегодня жить во Христе?

С 15 по 18 ноября состоится очередная богословская конференция «Жизнь во Христе». Богословские конференции проходят раз в два года, и каждый раз на них обсуждаются актуальные вопросы: Учение Церкви о человеке,  Православное учение о Церкви, Эсхатологическое учение Церкви,  Православное учение о церковных таинствах.

В этом году тема конференции звучит необычно для традиционных богословских собраний. В названии нет сложных философских понятий:  экзегетика, герменевтика, гносеология, и так далее. «Жизнь во Христе». В блогах уже встречаются предположения, что, наверное, так измельчало современное богословие, что и поговорить особо не о чем, только вот о жизни во Христе –на богословской-то конференции!

Протоиерей Владимир ШмалийО некоторых темах предстоящей конференции рассказывает протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии.

– Тема «Жизнь во Христе» была определена еще во время подведения итогов предыдущей богословской конференции по Таинствам Церкви, в 2007 году. Определяющим для выбора такой темы было соображение о необходимости практического применения результатов научной работы. Ведь «Жизнь во Христе» –  это центральное  содержание церковной жизни. Каким сегодня, в условиях меняющегося общества,  должен быть аскетический труд современного христианина, какие советы и наставления святых отцов применимы к жизни мирянина, а что из их наследия справедливо только для монашествующих, как строили свою жизнь в миру святые и подвижники двадцатого века, и наконец – как на практике, в жизни, а не только на бумагах и в книгах – применить все то, что обсуждается сегодня на богословских конференциях.

Кроме того еще она задача конференции  – обсудить, как именно сегодня христианину свидетельствовать миру о своем уповании. Свидетельствовать не только словами, но делами и самой жизнью.

– Отец Владимир, есть ли непосредственные практические результаты у уже проведенных конференций?

– Приведу лишь один пример – перечень вопросов и тем, обсуждаемых в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.   Ряд предложений предыдущих конференций вошел в состав материалов, обсуждавшихся в некоторых комиссиях, и мы надеемся, что результаты предстоящей конференции также могут оказаться полезными для работы Межсоборного присутствия.

– Есть ли у участников конференции интерес в обсуждении тем вместе с обычными мирянами, так сказать, практиками?

– И очень большой! Нам очень важно участие, очень важны вопросы. Я надеюсь, что читатели портала «Православие и мир» будут, посмотрев программу, присылать свои вопросы и соображения, и что мы сможем рассмотреть некоторые из них в ходе работы конференции.

– Отец Владимир, давайте немного поговорим о заявленных темах конференции. Вот например, проблема послушаний и духовничества – почему она важна и в каком ключе планируется обсуждение? Что еще не сказано об этом за последние 2000 лет?

– Послушание – это важнейший и весьма действенный аскетический инструмент. Но наиболее эффективным он  оказывается в монастырях, когда есть  опытный духовник, старец, когда имеется строго определенный уклад жизни, особый монастырский устав.

Представляется, что в обычных условиях для мирянина послушание нельзя применить как универсальное и тем более единственное средство духовного совершенствования. Пребывание в послушании духовнику подразумевает также и возможность регулярного общения с ним, откровения помыслов, получения советов и духовной поддержки. Но такая практика даже не во всех монастырях сегодня применима.  Конечно, важно иметь духовника, но не менее важно в современных условиях мирянину учиться быть более ответственным за свои слова, дела, поступки.

Мы знаем православных христиан, которые не идут к духовнику просить благословения, если знают,  что не получат одобрения на просимое. Но это лукавство, мы врем себе в такой ситуации. И в чем будем смысл такого выборочного послушания, исполнения только того, с чем мы заранее согласны?

Зачастую мы имитируем духовную жизнь, играем в нее. Мы пытаемся механически воспроизвести то, что было в прошлых веках, перенести успешно работавшие в иных социально-исторических обстоятельствах духовно-аскетические практики на новые условия, переложив тем самым ответственность на предыдущие поколения. Я не думаю, что будет хоть какая-то духовная  польза от того, что кто-то, живя в миру, начнет воображать себя монахом-отшельником, или воссоздавать условия церковного быта XIX века.

В духовной жизни современного православного христианина неизбежно и неотвратимо присутствует большое пространство свободы. Но свобода с неизбежностью предполагает риск духовной неудачи, а также и готовности нести ответственность за эту неудачу. Вероятно, для кого-то эта свобода – бремя. И все же нам необходимо начать жить своей собственной жизнью, ответственной духовной здесь и сейчас. Это и есть наша жизнь во Христе – и именно Христос должен быть нашей опорой и поддержкой на этом пути.

– Одним из вопросов будет проблема кризиса семьи в современном обществе. Один из часто задаваемых на наш сайт вопросов является проблема постовой практики, в браке, да и шире – в отношении всей сложившейся практики поста…

– Да, один из острых и актуальных вопросов – это вопрос брачной аскезы.  Аскеза тоже тесно связана с проблемой выбора и ответственности человека за себя, свою жизнь и свою семью. Мера поста – это творческая задача человека, это вопрос, который должен быть пропущен через личное отношение человека, который не должен стать неудобоносимым, неподъемным бременем, который приведет или к крушению семьи или к отходу человека от Церкви.

Представляется, что при неизменном и бережном сохранении общих уставных требований, возможно реализовать различные модальности в реализации постовых практик. Так сказать, постовые опции. Нужно допустить возможность сосуществования разных ритмов церковной жизни. На практике они уже сложились, кстати.

Это относится и к богослужению: в больших городах также должны быть разные ритмы. Должны быть храмы, где можно молиться 5 часов –  есть Афонское подворье, есть еще храмы, где богослужение не отступает ни на стихиру от устава. Но должны быть и храмы, куда могут на службу прийти родители с детьми, пожилые люди, в которых они будут в состоянии выстоять всенощное бдение можно.

– В связи с этим вопрос – как вы полагаете, может ли монах быть духовником у людей семейных?

– С одной стороны, женатому семейному священнику проще понять многие насущные проблемы семьи. У монахов, как правило,  нет опыта семейной жизни, воспитания детей, они не знают, что такое, когда дети не слушаются, что такое много детей. Не всегда это и белое духовенство  понимает, но семейному священнику, по крайней мере, несколько раз приходилось ночью вставать к ребенку, когда изможденная жена спит.

Значит ли это, что монах не может быть духовником семейной пары? Не думаю. Ведь задача духовника не в том, чтобы давать советы о житейских проблемах. Духовник,  это в первую очередь человек, у которого есть опыт молитвы, серьезный опыт духовной жизни. Он должен уметь задать своим подопечным главное направление их жизни – быть со Христом. Он должен уметь и поправить, и поддержать: «Потерпи, не переживай, не унывай»! Он должен уметь делиться опытом света и радости.

– Еще одна заявленная тема – выгорание священнослужителей…

– Да, важнейшая проблема, которую предстоит обсудить, это проблема выгорания. В первую очередь, проблему священнического выгорания. Недавно о проблеме  выгорания говорилось в двух разных аудиториях. В одной собрались в основном достаточно молодые священники – они слушали очень внимательно, с большим интересом и сочувствием. Священники в провинции с маленькими зарплатами, со множеством епархиальных и приходских послушаний, с напряженными графиками работы, служащие в тюрьмах, имеющие много детей…

А в другой аудитории присутствовал пожилой священник, который сразу не согласился с заявленной темой, мол, все это несерьезно, и от неправильно построенной духовной жизни.

Нет аскезы, неправильно устроена духовная жизнь, значит, начинается выгорание – это очень частый и легкий ответ на существующие проблемы. Но ведь даже у отцов-аскетов говорится об охлаждении в духовной жизни…

Это серьезная духовная и одновременно психологическая проблема, которую нужно обсуждать и находить способы ее решения на разных уровнях – и на духовном уровне, и на психосоматическом.

– Мы уже несколько месяцев обсуждаем на портале проблему охлаждения к вере…

Можно воспринимать это  распространенное явление как необходимый этап нашей церковной, духовной жизни. Нужно научиться его переживать. Нужно людей готовить к тому, что этот этап  наступит и учить его мужественно переносить и преодолевать.

Здесь хороший пример – это пример брака – ведь в семейной жизни тоже надо переходить на новый уровень, чувства меняются, иногда чувства охладевают, чтобы потом семья выходила на новый этап отношений.

Мне видится, что проблема охлаждения во многом связана с нашей привычкой к постоянной эмоциональной реакции. Привыкли, что все проявления нашей церковной жизни должны сопровождаться восторгами, переживаниями…  А если положительных эмоций нет? Все, вера иссякла? А кто сказал, что они должны быть? В православной аскетической традиции их вообще не культивируют, их контролируют. А вот что действительно важно – так это разумно-волевая сторона нашей христианской жизни, которую надо воспитывать в себе и развивать. Нужно заставлять себя жить по христиански, даже не получая эмоциональной подпитки.

– Есть ли еще какие-то решения?

Хорошо было бы в рамках проекта открытия новых храмов в Москве создать несколько «пилотных клубных храмов», например, молодежных приходов, где весь приход будут объединять общие дела, занятия, мероприятия.

Нам вообще нужно сегодня как можно больше говорить об успешных и работающих церковных практиках, делиться опытом, поддерживать и укреплять друг друга. Ведь сегодня мы все очень разобщены.

– Как смогут читатели нашего интервью принять участие в обсуждении тем?

Спектр практических вопросов, которые предстоит обсудить на конференции, очень широк. Мы надеемся на широкий отклик и участие самой широкой аудитории в обсуждении. Я бы хотел, чтобы читатели правмира задали бы вопросы нашим докладчикам, что волнует их, что бы они хотели услышать от докладчиков.

Справка:

15-18 ноября 2010 г. в Москве в г/к «Даниловский» состоится VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи».

Русская Православная Церковь регулярно проводит богословские конференции, темы которых определяются Священным Синодом.

За последние годы состоялись конференции: «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (2000 г.), «Учение Церкви о человеке» (2001 г.), «Православное учение о Церкви» (2003 г.), «Эсхатологическое учение Церкви» (2005 г.), “Православное учение о церковных Таинствах» (2007 г.).

В работе конференций, которые по традиции открывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси, принимают участие члены Священного Синода, архиереи и клирики, богословы и ученые Русскойй Церкви, представители Поместных Православных Церквей, а также светские и инославные специалисты.

На конференциях обсуждаются богословские вопросы, проблемы церковной жизни и церковного служения, предлагаются богословски обоснованные способы их разрешения с учетом пастырских и миссионерских задач, стоящих сегодня перед Церковью.

Конференции позволяют представить результаты работы церковных ученых, объединить их усилия с тем, чтобы внести посильный вклад в реальную жизнь Церкви.

Результаты общецерковных богословских конференций Русской Православной Церкви, их выводы и рекомендации рассматриваются Священным Синодом.

Тема настоящей конференции была избрана Священным Синодом не случайно. Жизнь во Христе составляет содержание жизни христианина в Церкви. Опыт жизни во Христе человек обретает в процессе внутреннего духовно-аскетического подвига — в соработничестве с благодатью Божией, подаваемой в Таинствах. Жизнь во Христе также находит свое выражение в христианском нравственном устроении человека и общества.

Задача конференции — выявить и обозначить пути христианского свидетельства современному дехристианизированному обществу — свидетельства, которое должно состоять не только в проповеди словом Благой Вести о спасении, принесенном Богочеловеком Иисусом Христом, но и в проповеди делом, то есть явлении миру опыта жизни во Христе — опыта благодатного преображения, духовного подвижничества и верности евангельским нравственным заповедям.

По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в нынешней конференции примут участие официальные представители Поместных Православных Церквей.

Среди более семидесяти участников конференции — православные богословы и церковные ученые, а также представители других христианских традиций и светской академической науки.

Работа конференции будет проходить по трем направлениям: «Аскетическое предание Церкви», «Христианская нравственность», «Вызовы современной эпохи». В завершающий, четвертый день конференции состоится круглый стол, на котором на основании предшествующей теоретической дискуссии состоится обсуждение актуальных задач и проблем служения и свидетельства Церкви в современных условиях.

Предлагаем вниманию читателей программу VI-й Международной научно-богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», организуемой Синодальной Библейско-богословской Комиссией.

15 ноября, понедельник

Пленарное заседание

Конференц-зал г/к “Даниловский”

 

10:00Молитва
Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Вступительное слово Высокопреосвященного ФИЛАРЕТА, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной библейско-богословской комиссии

 

Преосвященный КИРИЛЛ, Епископ Авидский (Константинопольский Патриархат)
«Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Аскетический путь преп. Силуана Афонского как вызов современной эпохе

11:30кофе

12:00Преосвященный ГАВРИИЛ, Епископ Мареотидский (Александрийский Патриархат)
тема доклада уточняется

 

Док. Георгий НАХАС (Антиохийский Патриархат)
тема доклада уточняется

 

Проф. Константин НИАРХОС (Иерусалимский Патриархат)
Диалектическое соотношение философской и христианской этики

 

Высокопреосвященный ИЛАРИОН, Митрополит Волоколамский (Московский Патриархат)
тема доклада уточняется

 

Преосвященный АФАНАСИЙ (Евтич), Епископ б. Герцеговинский (Сербский Патриархат)
Православная вера и жизнь. Догма и этика в Православии

14:00обед

15:00Проф. Николаэ МОСОИУ (Румынский Патриархат)
Важность более глубокого понимания православного чинопоследования Святого Таинства Крещения для духовной жизни

 

Димитр ПОПМАРИНОВ КИРОВ (Болгарский Патриархат)
Православный этос в глобальном мире

 

Михаил СПИРУ (Кипрская Церковь)
Миротворческая роль Православной Церкви в современных обществах

 

Диак. Анастас БЕНДО (Албанская Церковь)
тема доклада уточняется

 

Высокопреосвященный ИАКОВ, Архиепископ Белостокский и Гданьский (Польская Церковь)
Вызовы современной эпохи и их характер

17:00кофе

17:30Проф. прот. ЯН ШАФИН (Чешская и Словацкая Церковь)
тема доклада уточняется

 

Протодиак. Георгий ХАРКОНЕН (Финляндская Церковь)
Православная Церковь перед лицом вызовов современной Европы

 

Архим. ИУСТИН Синаит (Синайская Архиепископия)
«Да будет воля Твоя»: Христос наш образец и пример

 

Свящ. Хулиан КАРPОН
«Слава Божия есть человек живущий». Христианство перед вызовами современности

 

Проф. Пол ВАЛЬЕР
Церковные соборы как контекст жизни во Христе

19:30ужин

 

 

16 ноября, вторник

 

Секция IАскетическое предание Церкви

Конференц-зал г/к «Даниловский»

 

10:00Высокопреосвященный ГЕОРГИЙ, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский
Экклезиологические аспекты поста

 

Прот. Иоанн БЭР (декан Свято-Владимирской семинарии, США)
Личностное бытие и свобода: их укорененность в аскезе

11:45кофе

12:00Доц. А.Ю. ВИНОГРАДОВ (ИВИ РАН)
Аскетические элементы в раннехристианской апокрифической литературе

 

Проф. Анджело ди БЕРАРДИНО
Истоки западной аскетики

 

Доц. А.Р. ФОКИН (ИФ РАН)
Учение прп. Иоанна Кассиана о делании и созерцании

14:00обед

15:00Проф. Дирк КРАУСМЮЛЛЕР
«Будь как братья твои и не отделяйся от них из гордости». Аскетизм и киновийный идеал

 

Н. Г. ГОЛОВНИНА (ПСТГУ)
Круг церковных проблем и поиск их решения в Нижнем Египте в IV-V вв. (по сочинениям Шенуте)

 

Проф. Терезия ХАЙНТАЛЕР (Франкфурт-на-Майне)
Жизнь во Христе по учению аввы Дорофея

16:45кофе

17:00 М.М. БЕРНАЦКИЙ (Изд-во МП; ЦНЦ ПЭ)
Литературная традиция «Слова о том, что всегда надлежит держать в уме день исхода из жизни»
(CPG 4035) Симеона Месопотамского

 

Марко СКАРПА (Венеция)
Аскетическое учение св. Григория Синаита и его рецепция у славян

 

Свящ. Димитрий БАТРЕЛЛОС (Афины)
Понимание христианской жизни св. Николаем Кавасилой и его современное значение

19:00ужин

 

Секция IIХристианская нравственность

Большой конференц-зал ОВЦС

 

10:00Архим. КИРИЛЛ (Говорун) (Учебный Комитет РПЦ)
Христианская этика: на пути от самодостаточности к самоопределению

 

Проф. прот. Владимир МУСТАФИН (СПбДА)
Мировоззренческие корни нравственных проблем в современном обществе

 

К.Б. СИГОВ (Национальный Университет «Киево-Могилянская Академия»)
Этическое поле общения

11:45кофе

12:00Проф. М.О. ШАХОВ (РАГС)
К вопросу о рациональных обоснованиях этики

 

Прот. Димитрий ЮРЕВИЧ (СПбДА)
Декалог Моисея — его смысл в контексте ветхозаветной истории и особенности толкования в традиции Православной Церкви

 

Доц. прот. Леонид ГРИЛИХЕС (МДА)
Никогда человек не говорил так, как этот Человек»: нравственные наставления Спасителя в контексте раннего иудаизма

14:00обед

15:00Преосвященный СЕРАФИМ, епископ Бобруйский и Быховский
Нравственный аспект служения женщины по трудам свт. Иоанна Златоуста

 

Проф. А.И. СИДОРОВ (МДА)
Как богатые пытаются войти в Царство Небесное (Ирина Хумнена Палеологиня, в монашестве – Евлогия)

 

Диак. Августин СОКОЛОВСКИ
Жизнь во Христе в свете учения святителя Августина Иппонского о благодати

16:45кофе

17:00Д.М. ГЗГЗЯН (СФИ)
К индоктринации концепции ценностной иерархии в христианскую этику

 

Проф. архим. ПЛАТОН (Игумнов) (МДА)
Язык морали и этики

19:00ужин

 

Секция IIIВызовы современной эпохи

Малый конференц-зал ОВЦС

 

10:00Проф. прот. Владимир ВОРОБЬЕВ (ПСТГУ)
Христианский университет в современном образовательном пространстве

 

Доц. прот. Кирилл КОПЕЙКИН (СПбДА)
Христианство в «конце истории»

 

С.В. ЧАПНИН (ЖМП)
Разговор с человеком: диалог в электронной коммуникации (Богословие общения)

11:45кофе

12:00 А.М. МАЛЕР (ИФ РАН)
Персонализм православной аскезы и имперсонализм современных идеологий

 

Доц. прот. Александр РАННЕ (СПбДА)
Либерализм и традиционное сознание в контексте полемики вокруг «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского

14:00 обед

15:00 Проф. прот. Владислав ЦЫПИН (МДА)
Дисциплинарные правила и их применение в современной пастырской практике

 

Доц. прот. Павел ВЕЛИКАНОВ (МДА)
Кризис пастырского служения и синдром профессионального выгорания (burnout)

 

Проф. В.К. ШОХИН (ИФ РАН; МГУ)
Тайна Искупления и Таинство Покаяния: несколько небогословских рассуждений

16:45кофе

17:00 Проф. прот. Владислав СВЕШНИКОВ (ПСТГУ)
Кризис личности и кризис семьи

 

Свящ. Владимир ХУЛАП (СПбДА)
Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период

19:00 ужин


 

17 ноября, среда

 

Секция IАскетическое предание

Конференц-зал г/к «Даниловский»

 

10:00 Прот. Олег ДАВЫДЕНКОВ (ПСТГУ)
Христологические основания православного учения об обожении

 

Свящ. Михаил АСМУС (ПСТГУ)
Аскетическое учение прп. Романа Сладкопевца

 

Игумен АДРИАН (Пашин) (МДА)
Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием

11:45 кофе

12:00 Проф. прот. Владимир БАШКИРОВ (МинДА)
«Непрестанно молитесь» (1 Фес 5. 17): Как понимать молитву и как молиться современному человеку? (по свидетельствам аскетического предания Церкви)

 

Игум. ДИОНИСИЙ (Шленов), (МДА)
Учение о послушании в святоотеческой традиции (примерная тема)

 

Проф. прот. Максим КОЗЛОВ (МДА)
О месте принципа послушания в современной аскетической практике

14:00 обед

15:00 П.К. ДОБРОЦВЕТОВ (МДА)
Таинственное присутствие Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению

 

Доц. П.Ю. МАЛКОВ (ПСТГУ)
Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях (в его взаимосвязи с учением о человеческой природе и призвании ее к обожению)

 

Доц. диак. Владимир ВАСИЛИК (СПбДА)
Происхождение и классификация грехов в «Луге Духовном»

16:45 кофе

19:00 ужин

 

Секция IIХристианская нравственность и вызовы современной эпохи

Большой конференц-зал ОВЦС

 

10:00 В.Р. ЛЕГОЙДА (Синодальный информационный отдел)
Христианская и секулярная нравственность в современном мире

 

Проф. C.С. ХОРУЖИЙ (Институт синергийной антропологии; ИФ РАН)
Этические принципы исихазма и современные поиски неклассической этики

 

Проф. А.П. КОЗЫРЕВ (МГУ)
Возвращение этического в современном мире: формальная этика или этика Христа?

11:45 кофе

12:00 К.Н. КОСТЮК
Социальная концепция Русской Православной Церкви как система нравственных вызовов к обществу

 

Прот. Георгий РОЙ (МинДА)
Христианско-этическая оценка законодательства республики Беларусь в сфере современных биомедицинских технологий

14:00 обед

15:00 О. СЕДАКОВА
«Что есть человек, яко Ты помнишь его» (Пс 8.5). Вопрос о человеке в современной секулярной культуре

 

Доц. А.С.ФИЛОНЕНКО (Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина)
Евхаристическая антропология и современное христианское свидетельство

 

А.Л. БЕГЛОВ (Центр истории религии и Церкви ИВИ РАН)
Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории 20 столетия

16:45 кофе

17:00 Игумен ПЕТР (Мещеринов) (Свято-Данилов монастырь, Москва)
Вызовы времени: экклезиология

 

П.Б. МИХАЙЛОВ (ПСТГУ)
Богословский метод митрополита Антония Сурожского

19:00 ужин


 

18 ноября, четверг

 

10:00Круглый стол по актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру

Большой конференц-зал ОВЦС

 

11:45кофе

Продолжение работы круглого стола

14:00обед

15:00Пленарное заседание

Конференц-зал г/к «Даниловский»

 

Отчеты по работе секций

17:00кофе

17:30Итоговая дискуссия

 

Закрытие конференции

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Каков ты, крест священника?

«А с креста, сказано, не сходят, с него снимают!»

Священник цинично шутит, заболел или выпивает. Что это с ним?

Протоиерей Андрей Лоргус об усталости, которую не принимает общество

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: