Возбуждённые СМИ вынесли в заголовки горячую новость: мисс Мира 2011 Ивиан Лунасоль Саркос Колименарес пять лет училась в католической школе при женском монастыре и мечтала стать монахиней! И какой результат… Так и просится грустный смайлик.
А ведь спроси какого-нибудь монаха: кем он хотел стать в юности? – и большинство расскажет о мечтах, которые, скорее, будут похожи на наши с вами. У одних – о простом человеческом счастье, у других – о том, как покорить мир.
Лучше найти себя поздно, чем потерять рано
Не знаю, как сегодня, когда профориентацию проводят чуть не с пелёнок, сложилась бы моя судьба. Нам давали широкое гармоничное образование. Конечно, от него страдали «чистые» гуманитарии или технари, но вот такие, как я, нуждались именно в этом – учиться всему, потому что очень долго не могли определиться с профессией.
Помню, когда училась в художественном училище, наш преподаватель сопромата, строительной механики и архитектурных конструкций говорил: «Не знаю, Ирина, какой из тебя выйдет архитектор, а вот инженер получится хороший. Поступай в МИСИ!» Но я не стала ни архитектором, ни инженером, ни художником (художник-оформитель ведь не считается); я не стала историком (хотя во время учёбы в университете неожиданно (!) обнаружила в себе склонность к научной деятельности), не стала переводчиком (хотя несколько студенческих переложений французских поэтов были признаны мэтрами перевода вполне удачными), не стала философом (хотя защитила диссертацию)… Но смею ли я думать, что СТАЛА… поэтом, журналистом, редактором (хотя совершенно не собиралась!)? Стала ли я? И в чём моё подлинное призвание? Сдаётся мне, что не в этом.
Люди проводят на работе бОльшую часть своей жизни, не занятой сном. Как же важно найти такую профессию, которая была бы ТВОЕЙ! Которая приносила бы удовлетворение, счастье, ну хотя бы не вызывала отвращения (что случается!). Как понять, в чём твоё призвание, предназначение, если тебе только 14 или даже 20 лет, а ты не знаешь ещё, чего хочешь? Психолог кому-то, наверное, может помочь. Но мне интересно, разглядел бы он будущего литератора в девочке, ненавидевшей сочинения в школе? Сомневаюсь.
А может, просто признать, что каждый человек созревает по-разному? И предсказать профессиональный путь, как и любой иной, возможно далеко не всегда. Надо просто доверять жизни и Богу (если веришь в Него) и быть готовым изменить свою судьбу, чтобы исполнить то, к чему предназначен.
Многие студенты, участвующие в нашем опросе, говорили о том, что важным для них является престиж и материальная составляющая профессии. Но счастье творчества – самое высокое счастье – не купишь! Нацеленность на деньги ограничивает личность, делает её зависимой от внешних условий, порабощает.
Человек, нашедший себя, способный творить – созидать свою жизнь, свободен. Можно лишить его возможностей проявлять, реализовывать свой талант, можно заставить его страдать, но в конечном счёте окажется, что те, кто вершит судьбы подчинённых, кто властвует и благоденствует, гораздо несчастнее своих жертв. Возможно ли творчество палача? А ведь таких маленьких извергов и кровопийц сколько сидит по чиновничьим кабинетам? Да и не только! Все палачи – это несостоятельные в творческом отношении люди. И самодур – директор, и хам – прораб, и переполненный раздражения врач…
Только ведь бывает так, что призвание, талант ярко проявляются уже в детстве и, казалось бы, таким людям должно быть легче, чем тем, кто порой до старости ищет себя и не может найти. Но посмотрите на судьбу множества вундеркиндов, чьи рано проявившиеся дарования предвещали большое светлое будущее! Многие из них в лучшем случае становятся заурядными профессионалами, а в худшем… Спиваются, сбиваются с жизненного пути, а то и кончают с собой. Почему?
Да потому, что как ни важно верно почувствовать наше профессиональное призвание, оно второстепенно по отношению к самому существенному – человеческому. И вот это призвание жизненно необходимо понять и почувствовать как можно раньше, чтобы потом не расхлёбывать горькую чашу судьбы, а главное, не погибнуть в Вечности.
Но в чём оно – наше призвание? Кто это знает? Философы? Церковь?
Призвание — святость
Молодости свойственен максимализм, поэтому именно молодых, кажется, должен был бы привлечь евангельский идеал. Христианство, православие отличается от язычества, буддизма, марксизма и т.д. вовсе не внешней обрядовостью, а (в числе прочего) своей антропологией. Человеку недостаточно быть порядочным, ему мало не воровать, не убивать, быть добрым, честным, милостивым… Чего же ещё? Поверить трудно! Человек, с точки зрения христианства, призван уподобиться Богу, стать подобным Творцу!
В этой перспективе все лучшие человеческие вещи – добро, милосердие, бескорыстие, щедрость, целомудрие, верность, любовь – приобретают иное качество, кажется, практически недоступное, в своём пределе состоящее в святости. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист», – говорит апостол Иоанн (1 Ин. 3, 2-3).
Мы знаем из Послания апостола Петра, что наше человеческое призвание не только знать Бога, поклоняться Ему, служить Ему, любить Его, но в итоге стать причастниками Божественного естества, Его природы (2 Пет. 1, 4). Этот призыв христианский кажется невероятным, но, не успев прийти в себя от высоты поставленных перед нами целей, мы обнаруживаем в православии ещё более ответственное и великое призвание христианина.
Митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на святых Иеринея Лионского и Максима Исповедника, говорит, что, поскольку человек принадлежит и духовному миру и вещественному, он может все созданные твари привести к духовности, к Богу: «Всё вещественное и всё материальное (и столь великое, что мы не можем даже себе представить его размеров, и столь малое, что мы не можем его уловить даже прибором) именно благодаря тому, что человек создан из земли, то есть принадлежит своей плотью веществу, – всё охвачено Христом, включено во Христа. И поэтому, когда нам говорится, что призвание человека – уйти в глубины Божии, сродниться с Ним так, чтобы быть с Богом воедино и через это преобразить свою телесность, и в течение этого процесса преображать весь мир вокруг, – это не слова, а реальность, это конкретное наше призвание, то, что нам дано как задача».
Получается, что наше с вами предназначение – стать святыми? И более того, освятить собой, привести к Богу всю землю? Ну да, конечно. Как просто! Не просто, но ведь у кого-то это получается! Почему не у нас?
Хороший вопрос. Во-первых, потому что мы к этому не стремимся. Правда? Во-вторых, нам мешает наше наследство – человеческая, искорёженная грехом природа. В-третьих, мы слишком надеемся на себя, забывая, что даже самые сильные и замечательные из нас не способны наградить себя тем, что не в нашей власти, – дарами Святого Духа. В-четвёртых, мы всегда ищем лёгких путей, а потому внутренне отвергаем те «игольные уши», которые на нашем пути воздвигает Господь, но через которые необходимо пройти.
Много ещё есть в-пятых, в-десятых, в-пятидесятых… Но основная причина – всё же в отсутствии самой цели, мне кажется. В том, что, закрывая глаза на наше призвание, мы ставим перед собой другие, слишком мизерные задачи. Точнее, современное общество ставит их перед нами.
Мы страшно много думаем о проблемах с учёбой, работой, карьерой, забывая, что, какова бы ни была наша профессия, каких бы профессиональных высот мы ни достигли (у каждого – своя мера), перед Богом ответим совсем за другое! Он спросит: с каким сердцем, с какими мыслями, какой ценой (собственным ли самоотвержением и трудом или за счёт ближних) добивались мы своего. И окажется важным не успех и не денежное его измерение, но то, КАК мы работали, КАК относились к своим коллегам, начальникам и подчинённым, КАК переживали неудачи и взлёты – с какими мыслями, какими чувствами. Ради чего?
Важно, конечно, состояться в профессии, но куда как важнее стать человеком. Каким? Можно, конечно, искать человеческий идеал вне религии, главное – искать. Тогда есть шанс найти своё подлинное предназначение… там, где и не предполагал! Потому что во всей своей полноте оно открывается всё-таки в Боге.
Ирина ДМИТРИЕВА