Опубликована книга Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка. В книге в доступной форме изложен накопленный автором опыт по обучению речи детей с нарушением слуха, синдромом Дауна, а также других детей, которых принято считать «особенными». Используя собственный опыт, автор убедительно доказывает, что можно таких детей научить говорить, читать, добиться социальной адаптации ребенка в современном обществе. Особенные дети могут обучаться и в коррекционной, и в массовой школе. Они могут продолжить обучение в училище и университете. Особенные дети ОБУЧАЕМЫ. И это самый главный вывод книги.
Фрагмент из книги
Ошибки, которые мешают ребенку говорить
1. Иногда родителям советуют оберегать ребенка от любой нагрузки, в том числе и умственной, не переутомлять его. Родители предупреждают малейшее желание ребенка и бросаются ему помогать при каждом его движении. При этом не видят и не хотят видеть, как малыш постепенно становится капризным и требовательным. Он все реже выражает свои желания и потребности речью, ведь стоит ему протянуть руку — и все его желания исполняются. В случае отказа он плачет, топает ногами, проходит время, и он становится деспотичным, неуправляемым.
Нужно щадить ребенка после болезни, но заниматься надо целенаправленно и настойчиво. Нельзя откладывать занятия из-за капризов и плаксивости. Каждый упущенный день отрицательно влияет на речь.
2. Скучная по содержанию речь не привлекает внимания детей, как бы совершенна она ни была по произношению и грамматическому содержанию. Родителям необходимо разговаривать с детьми как можно чаще и на разнообразные темы.
Например, некоторые родители часто разговаривают с ребенком лепетной речью: «Маленький, холёсенький, пойдем тпруа», «Вове бо-бо».
К.Д. Ушинский считает эту подделку под детский язык совершенно неуместной, тормозящей развитие ребенка. Особенно важно, чтобы ребенок раннего и младшего дошкольного возраста воспринимал образцы правильной речи, так как в этот период он прислушивается к каждому слову.
3. Если родители обладают какими-либо недостатками речи, необходимо серьезно работать над чистотой произношения, а также над общей культурой своей речи, над дикцией.
Родители должны говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопиться, не искажать звуков, внятно произносить все слоги и окончания в каждом слове.
Например, если родители не следят за своей речью или говорят неправильно, нечетко, то до уха ребенка многие слова доходят искаженно («мотри» вместо «смотри», «понимать» вместо «понимаешь», «палувер» вместо «пуловер», «калидор» вместо «коридор» и т.п.).
4. Оглохшего ребенка надо начинать учить чтению с губ с первого дня наступления глухоты.
Например, для оглохшего дошкольника нельзя менять привычный детский коллектив и привычный уклад жизни. Нежелательно переводить ребенка в другое учреждение или на пятидневку в интернат.
Привычная обстановка способствует удержанию речи, поэтому оптимальным является такое положение, когда ребенок продолжает находиться в привычном окружении, но при этом получает ежедневные занятия, направленные на формирование и коррекцию произношения и развитие слухового восприятия.
Добрые советы
Давайте ребенку больше самостоятельности. Когда я вижу, как мамы одевают, обувают своих детей, я всегда говорю родителям, чтобы они дали ребенку возможность самому это сделать.
Своей гиперопекой вы лишаете ребенка возможности самому познавать и исследовать этот мир. Как он сможет научиться чему-либо, если вы сами не даете ему возможности проявить инициативу?
Однажды на занятии бабушка час простояла за спиной у внучки, периодически вытирая ее лицо платком, хотя девочка сама хорошо умела вытирать нос, рот.
Посмотрите другими глазами на своего ребенка, чуть-чуть со стороны. Вы хотите им гордиться, радоваться. Дайте вашему ребенку возможность развиваться. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать этот мир, вначале в пределах квартиры, а потом и города.
Я каждый день ездила с сыном в школу. Когда ему исполнилось 10 лет, он захотел ездить один. Я очень переживала из-за того, что он поедет один в автобусе в час пик, боялась, что кто-нибудь его обидит. Но, с другой стороны, я понимала, что нужно предоставлять ему больше самостоятельности.
Я разрешила ему ехать одному, он, спокойный и довольный, пошел на остановку.
Конечно же, я пошла за ним следом, но так, чтобы он меня не видел. Когда подошел автобус, сын вошел в переднюю дверь, я вошла в другую дверь. Я наблюдала за сыном. Он был рад, что ехал один, и явно чувствовал себя повзрослевшим. На остановке зашли его одноклассники, они стали весело общаться все вместе. Пассажиры относились к ним спокойно, никто не обижал, не толкал моего любимого ребенка. На остановке сын и его друзья вышли и пошли в школу, а я проехала еще одну остановку, пересела на другой автобус и вернулась домой. С тех пор сын один ездил в школу.
Будьте мудрыми, любящими родителями, но помните, вы не можете прожить за своего ребенка жизнь. Свою жизнь он должен прожить сам. Вы можете помогать ему морально и материально, вы можете сопровождать его по жизни. Но принимать решения в этой жизни он должен научиться сам.
Как можно чаще вызывайте ребенка на разговор в течение дня.
Воспитывайте длительность и устойчивость внимания к речи.
Подсказывайте, ободряйте вашего ребенка. Чувство безопасности, защиты, любви и поддержки со стороны родителей помогает быстрее преодолеть скованность, неуверенность, способствует скорейшему развитию ребенка.
Следует выполнять только те просьбы ребенка, которые он выражает или сопровождает речью. При этом следует учитывать его речевые возможности.
Если у ребенка возникают трудности в речи, то надо давать образец выполнения. Это дисциплинирует ребенка, он учится контролировать свое произношение.
Если мой сын говорил невнятно, я просила повторить, что он сказал, и предупреждала: «Говори правильно. Ты плохо говоришь, я не понимаю».
Посещайте музеи, театры, ходите в цирк, зоопарк, в бассейн, развивайте ребенка разносторонне, помните о силе искусства.
Например, для развития и увеличения словарного запаса я использовала настольную игру-лото в картинках. В процессе игры дети запоминают новые слова.
Когда я начинала читать вслух «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина своему ученику Жене с синдромом Дауна, он не знал, что такое «царь», «царица», не понимал значения многих слов. Но у меня была полная уверенность, что именно Пушкин, с его ритмом, мелодичностью, богатством языка поможет нам в дальнейшем развитии речи. Несколько раз я читала сказку. Потом мы вместе смотрели художественный фильм. Я объясняла значения слов, поведение главных героев. Потом мы читали другие сказки, смотрели другие фильмы — «Золушка», «Королевство кривых зеркал», «Приключения Буратино», «Мэри Поппинс». Я замечала, с каким интересом Женя слушал меня, он задавал вопросы, смеялся и адекватно реагировал на происходящее на экране, он все понимал.
Я поражалась великой силе искусства и радовалась за всех своих учеников.
Когда сын начинал сомневаться, я всегда говорила, что он умный, все может, нужно только постараться. И моя уверенность передавалась ему.
Нужно радоваться даже незначительным успехам, чаще хвалить ребенка, идти от одной цели к другой. Ваша вера в ребенка помогает ему преодолевать трудности в обучении.
Другой пример.
Когда мой ученик с синдромом Дауна говорил: «Не могу думать, ума нет…», то я отвечала: «Ну что ты, ум у тебя есть, много ума, надо думать». Он удивленно смотрел на меня, потом спрашивал, люблю ли я его. Получив утвердительный ответ, задавал следующий вопрос — хороший ли он. Я отвечала — да, хороший, умный, все умеешь. Он горестно отвечал — не могу. Я говорила — ты просто хитрый и немного ленивый, не хочешь думать. Тогда он радостно смеялся и начинал думать, отвечал правильно, радовался и
произносил: «Я умный, умный!».
У каждого ребенка есть свои особенности, свои увлечения, развивайте их, поддерживайте своего ребенка, помогите раскрыться его таланту.
Кто-то хорошо рисует, кто-то занимается танцами, пантомимой, у кого-то успехи в спорте.
Сын увлекался электроникой, я покупала схемы, наборы «Юный электрик». Он сам что-то паял, пытался делать цветомузыку — и сделал. И ни одна дискотека в школе не проходила без его участия.
Он чувствовал свою значимость, необходимость.
Если ваш сын увлекается машинами, покупайте модели, конструкторы, пусть собирает, думает. У девочек богатый выбор — от вышивания, вязания до конструирования моделей одежды, приготовления вкусных блюд и кондитерских изделий, занятий танцами. Любит ваш ребенок делать прически куклам — развивайте в нем это. Возможно, со временем он превратится в знаменитого стилиста или визажиста-парикмахера.
Каждый ребенок — это огромный мир со своими интересами, талантами.
Научив ребенка общаться с помощью речи, радуйтесь богатству мира вашего ребенка.
Учим говорить особенного ребенка / Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009.
Читайте также: