18 апреля 2012 г. в Свято-Тихоновском университете в рамках международной конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиций гуманитарных наук» состоялось заседание секции «Богословие и философия».
Первым с докладом «Я… пожелал взять ее в невесту себе и стал любителем красоты ее» (Прем 8, 2). Красота Премудрости в Библии» выступил господин Иньясио Карбахоса, доцент Священного Писания Ветхого Завета Церковного университета Сан Дамасо (Мадрид). Докладчик представил роль Премудрости как художницы при творении мира, причем не в роли инструмента, но в некотором роде как посредника. Премудрость играет роль посредника также между Богом и избранным народом – Израилем, «местом упокоения» Премудрости. Несомненна красота Премудрости. Откуда происходит красота премудрости? Премудрость красива и притягательна как инаковость, подходящая человеку, именно поэтому она изображена в виде женщины. Красота Премудрости происходит от «симбиозиса», сожития с Богом, поэтому Премудрость получает «благородство». Премудрость – «радость пред Богом на всяк день», и эта радость проявляется во плоти во время Крещения Господня в Иордане, где Иисус появляется и как жених, и как царский сын на брачном пире, а так как приглашенные на брачный пир не появляются, то брачный пир открывается для всех. «Ты – прекраснее всех сынов человеческих», – обращается ко Христу словами псалма вся Церковь.
Затем свой доклад «Красота в Апокалипсисе и красота Апокалипсиса» представил Антон Сергеевич Небольсин, доцент кафедры библеистики богословского факультета ПСТГУ. «Начиная с 70-х годов итальянские ученые, по моему мнению, внесли наибольший вклад в изучение Апокалипсиса, поэтому мне особо приятно выступить с докладом, посвященным Апокалипсису, на российско-итальянской конференции», – предварил свое выступление Антон Сергеевич.
Апокалипсис чаще всего воспринимается обывателями как описание катастроф, как нечто страшное, однако это также описание мира, верного Богу несмотря ни на что. Говоря о красоте применительно к Апокалипсису можно указать на два аспекта. Первый – внутренний, «красота в Апокалипсисе» – это образы Жены, облаченной в солнце, или Небесного Иерусалима, второй – внешний, «красота Апокалипсиса» как произведения. «Красота Апокалипсиса». Несмотря на шероховатости греческого языка (которые некоторые радикальные исследователи даже считали специальными) можно говорить о красоте языка Апокалипсиса. Но красота Апокалипсиса – очень кричащая, что неудивительно, учитывая, что протагонист – Агнец, снимающий печати со свитков и вступающий в брак с градом, сходящим с неба, а противостоит ему Зверь с десятью головами, выходящий из моря. В то же время композиция Апокалипсиса представляет собой пример «классической красоты» как в макроструктуре, так и на уровне нескольких стихов.
«Красота в Апокалипсисе». В Новом Иерусалиме больше красоты, чем в первосозданном земном Рае, там не будет ночи, но он постоянно будет освещаться Агнцем, он будет единение Творца и твари. Апостолом Иоанном показана красота следующих за Христом вплоть до мученичества, не принявшие числа зверя – такие люди предстоят в белой одежде, с пальмовыми ветвями в руках, они становятся причастными Божественной красоте. Евангелист уверен, что его читатели не убоятся грубой силы, но показывает опасность угрозы обольщения на примере Вавилонской Блудницы, которая не лишена определенной красоты, и чье падение сопровождается плачем множества людей. Такого рода красота востребована, потому что человек отвергает Бога и устремляется исключительно к удовольствиям. Ложная красота не самостоятельна, но паразитирует на тех представлениях об истинной красоте, которая дана человеку Богу.
Далее с докладом «После Освенцима и Колымы: можно ли еще говорить о красоте?», выступил господин Адриано Дель Аста, директор Итальянского института культуры в Москве. Докладчик для начала указал на два аспекта – физического уничтожения тоталитарными государствами деятелей искусства, а также идеологического уничтожения и преобразования искусства. В то же время в этих условиях появлялись новые представители культурного мира, искусство существовало и продолжает существовать. Докладчик представил самые различные мнения писателей, прошедших советские и нацистские лагеря. Однако искусство, созданное под влиянием лагерей, искусство вдвойне. В способности выразить невыразимое и есть искусство, искусство способно выразить тайну, а не сводится только к тому, что человек может сам выразить и придумать, но рассказ о чуде. А лагерное искусство способно рассказать о вдвойне невыразимом, потому что говорит о таком безобразии, которое не в состоянии быть выражено ни политикой, ни философией, ни богословием, ведь оно рассказывает о людях, которые потеряли человеческий облик. Человек в концлагере, лишенный всего, начинает чувствовать себя свободным, потому что у него ничего уже нельзя отнять, и эту свободу доносят до нас писатели, прошедшие эти страшные лагеря.
Священник Франческо Браски, доктор Амвросианской библиотеки, директор класса славистики Амвросианской академии (Милан), представил доклад «Прекрасное как богословская и нравственная категория в произведениях свт. Амвросия Медиоланского». Докладчик продемонстрировал любовь святителя к теме красоты уже на лексическом уровне – в его трудах очень часто встречаются самые различные латинские слова, связанные с красотой. Святитель Амвросий традиционно говорит о красоте творения, но не останавливается на роли Бога как автора творения. Есть еще и нравственный знак – рост от меньшего к большему, так как Бог вначале создал творение, а потом его украсил, привел в порядок. Творение – общее действие всей Святой Троицы. Народ Божий, Церковь продолжает дело Бога по украшению творения. Цель творения – благая жизнь в Боге, в тех решениях, которые на этом пути принимает человек, заключена сама красота. Все материальные блага с течением времени разлагаются, поэтому красота заключена в нематериальных благах и, в первую очередь, принадлежит не телу, а душе. Человек, по словам святителя, «начертан Богом», который его «художник и живописец». Сам Бог вмешивается в украшение души человека, но эта красота остается таковой, если признает свою зависимость от Бога. А человек, который теряет свою зависимость от Бога, не может видеть истинную красоту вокруг себя. Несмотря на превосходство нематериального над телесным, автор уделяет в своих трудах внимание и красоте человеческого тела. Святитель Амвросий говорит, что внутри каждого человека живут две женщины – Сластолюбие и Добродетель. Красота распределяется между ними и все зависит от человека, где же он готов увидеть эту красоту. Истинная красота ведет человека к полноте себя самого.
Георгий Евгеньевич Захаров, преподаватель кафедры всеобщей истории исторического факультета ПСТГУ, выступил с докладом «Образ Троического Света в творениях свт. Григория Назианзина: богословские и эстетические аспекты». Современные патрологи признают, что тема Света – центральная для святителя Григория. В то же время они обычно уделяют внимание мистической стороне учения. Святитель Григорий говорит о «Троическом Свете», свет соотносится как с божественной природой, так и с каждой ипостасью в отдельности. Божественный Свет – Единый и Тройственный. Использование образа и термина «свет» не снимает сложности вопроса о троичности Божества, но показывает непротиворечиваость этого учения учению о простоте Божества. Божественный Свет неделим, неприступен, озаряет все души ангельские и человеческие, которые тоже становятся «светами». Ангелы, по мнению святителя, более причастны Божественному Свету, чем люди. Ангелы в его терминологии – «второй свет», люди «третий свет», природа – «четвертый». Человек просвещается во время Крещения, свет просвещает тьму, и в итоге праведники просияют яко солнце.
Заседание секции «Богословие и философия» продолжилось под председательством Татьяны Александровны Касаткиной (доктор филологических наук, Институт мировой литературы РАН).
Доклад Костантино Эспозито, профессора Университета Барии (Италия), был посвящен познавательной способности красоты. В современном мире красота стала восприниматься отдельно от истины, эстетика как наука «берет в плен» красоту и та становится лишь «эффектом того, кто думает». Докладчик в своем выступлении обратился к позициям Канта, Гегеля, Баумгартена и других философов, и в итоге сделал вывод о том, что красота не должна пониматься как субъективный вкус или как некая культурная интерпретация. Красота возникает из непосредственного восприятия реальности, когда «я» наиболее поражено реальностью. Как пример обнаружения красоты, профессор Эспозито привел творчество Поля Сезана.
Следующий доклад, «Красота и возвращение реальности: новые возможности теоэстетики», был представлен Александром Семеновичем Филоненко, доцентом кафедры теории культуры и философии науки Харьковского национального университета (Украина). Известный богослов заявил о задаче современного богословия: спасти красоту. В научном мире «разговор о красоте – это скандал», поэтому христианское богословие призвано защитить красоту на поле гуманистики, где не готовы говорить о красоте.
С докладом «Свидетели красоты в трудах Павла Евдокимова и Сергея Аверинцева» выступил директор Центра европейских гуманитарных исследований и научно-издательского объединения «Дух и литера» Константин Борисович Сигов. Вначале Константин Борисович рассказал о явлении, о котором заявил С.Аверинцев – «двоица» или «диада». Затем докладчик представил в презентации снимки храма святой Софии в Киеве и рассказал о понимании иконы Сергеем Аверинцевым и Павлом Евдокимовым, которые писали об фресках этого храма. Удивительна композиция мозаик алтаря храма: ряд апостолов, приближающихся ко Христу на евхаристии, опирается на ряд статичных святителей, столпов Церкви, над этой композицией возвышается образ Богоматери Оранты.
Завершил секцию доклад протоиерея Стефана Ванеяна, заведующего кафедрой иконописи ПСТГУ, профессора МГУ и Общецерковной аспирантуры и докторантуры, «Простанство и литургия: аспекты сакральной среды». Докладчик начал с определения ветхозаветного принципа деления пространства на чистоенечистое, священноенесвященное. Эту границу ощущали и переживали очень остро, но в новозаветном времени это противопоставление снимается. Согласно Евангелию нет единственно истинного места, верные поклоняются Богу в Духе.
По словам председателя секции Т. А. Касаткиной, почти всех докладчиков объединила тема познавательного значения красоты и тема красоты как территории встречи и со-бытия человека и мира, человека и предмета («предлежащего»). И думая в этом направлении, можно было бы заключить, что красота – это лоно Бога, потому что любая настоящая (даже, по-видимому, мгновенная и мимолетная) встреча, в которой встречающиеся до глубины открываются (или – приоткрываются) друг другу, являя свою красоту, возможна только там