Мишель Петруччиани. Музыка вопреки

|

10-petrucciani11В январе 2009 году исполнилось 10 лет со дня смерти выдающегося современного джазового исполнителя и композитора Мишеля Петруччиани, ему было всего 36 лет. Но за такой непродолжительной отрезок времени   Петруччиани   успел записать более 30 дисков с произведениями собственного сочинения и объездить множество стран с концертами.

Такая музыкальная плодовитость была одновременно благодаря и вопреки его врожденному недугу – незавершенному остеогенезу. Это очень редкое заболевание. В результате врожденного генетического дефекта костная ткань не в состоянии выполнять свою основную функцию – быть опорой и надежным каркасом. Замедляется и прекращается рост, кости хрупки, «хрустальны», поэтому часты переломы от самых незначительных движений.

К счастью руки Мишеля Петруччиани были крепкими и сильными, что позволяло мальчику проводить за инструментом по 8 часов в день. Встреча   с музыкой и желание связать с ней жизнь были в какой-то мере предопределены: его отец держал магазин музыкальных инструментов и сам играл на гитаре. В 4 года Мишель увидел по телевизору выступление Дюка Эллингтона. «Я хочу играть на этом,»- сказал он, указывая на пианино. В ближайшее Рождество родители подарили ему детское пианино. Однако сын потребовал настоящий инструмент,   а подарок быстро разнес молотком на кусочки. Видя серьезность намерений, отец купил ему старое пианино, переделав его так, чтобы мальчик мог доставать до педалей. 8 лет мальчик занимался добросовестно и неотступно, изучая классический репертуар.

Его настойчивость в овладении инструментом скоро стала сказываться. К 9-ти годам Мишель прекрасно владел клавишными инструментами. Мальчик стал помогать отцу в магазине в качестве инструменталиста-демонстратора.

Однажды в магазин вошла некая дама и, услышав игру Мишеля на органе, пожелала приобрести такой же инструмент для своего сына. Пару дней спустя они вернулась в магазин и пыталась призвать к ответу продавцов. Дескать, ей продали неисправный орган, т.к. ее отпрыск такого же возраста, как и Мишель, никак не мог извлечь из инструмента такие же чарующие звуки. Петруччиани-старшему пришлось потратить немало времени, чтобы убедить даму в том, что дело вовсе не в органе, а в уникальных способностях его сына.

Примечательно, что письмом и чтением мальчик овладел позже умения хорошо играть на пианино. После 8-ми лет добросовестного изучения классической музыки Мишель Петруччиани переключился на джаз: его привлекали практически бесконечные импровизационные возможности джаза.

Отец много занимался с мальчиком. Нагрузки и требования в музыке были почти как у братьев. И за это Мишель был бесконечно благодарен отцу. «Он дал мне все,- пишет Мишель. Он позволил исследовать и в полной мере ощутить произведения великих джазменов. Отец научил меня тому, что жизнь музыканта это прежде всего работа, требующая постоянных усилий и много энергии. До сих пор я многому учусь у него, мнение отца чрезвычайно важно для меня, он мой самый строгий критик». Своего рода проявлением благодарности стал тур Мишеля Петруччиани в дуэте с отцом в 1992 году, который назывался «Like Father, Like Son». «Теперь настал мой черед взять тебя за руку и представить публике»,-сказал он.

А началась карьера Мишеля Петруччиани рано – в 13 лет он выступал как профессионал на французском джазовом фестивале « Cliousclat Festival ». На этом фестивале Мишель познакомился с известным трубачом Кларком Тэрри. Ему нужен был пианист и, Мишель предложил свои услуги. «Сыграй-ка мне блюз,»-скептически глядя на мальчика, сказал музыкант. Но через минуту они играли уже вместе.

К 15 годам Мишель Петручиани был уже вполне известным исполнителем у себя на родине. Он принимал участие в национальных джазовых фестивалях, играя вместе с прославленными джазовыми исполнителями, а так же выпустил свою первую пластинку.

12-petrucciani_michelpetruccianiВ 16 лет Петруччиани покидает родной дом, ему хочется посмотреть мир. В конце этого путешествия в 1981 году он оказывается в Америке. В Калифорнии он знакомится с известным джазовым саксофонистом Чарльзом Ллойдом. К тому времени Ллойд несколько отошел от активной исполнительской жизни, а кипучая энергия молодого талантливого пианиста дала ему новые силы. Ллойд организовал новый квартет, куда вошел и Петруччиани. Благодаря судьбоносному   знакомству с Ллойдом карьера Петруччиани стала стремительно развиваться. Три года играл Петруччиани в составе квартета Кристофера Ллойда. Затем он перебрался в Нью Йорк, где организовал собственное трио и с успехом выступал на лучших джазовых площадках. Мишель заключил долгосрочный контракт с известной джазовой звукозаписывающей фирмой   Blue Note Lable и с 1986 по 1994 года выпустил 7 дисков. Многие произведения на этих пластинках были записаны с известными американскими джазменами. Параллельно Петруччиани вел активную концертную деятельность.

Внутренняя мощь и кипучая энергия Мишеля Петруччиани на первый взгляд не вязались с недугом, из-за которого он был едва виден за роялем. Из-за его небольшого роста и трудностей с передвижением к роялю его подсаживали помощники, над чем он всегда иронизировал. Выжимать слезу своим внешним видом было не в правилах Мишеля. Скоре

е слушатели могли расчувствоваться до слез от силы и эмоций, которыми было наполнено его исполнение. «Люди не понимают простую истину. Ведь чтобы быть человеком, не обязательно иметь двухметровый рост. Главное, что у тебя в голове, а не какое у тебя тело» – говорил Петруччиани.

11-32029414_michel_petrucciani_1992

Гитарист Джон Аберкромби однажды сказал о Петруччиани: «Он прирожденный музыкант. Ему удалось стать крупной фигурой в музыкальном мире вопреки своего роста. Внутренняя сущность этого человека многократ масштабней его физического воплощения». И все это благодаря тяжелому труду за клавиатурой инструмента, глубокому изучению игры своих кумиров Дюка Эллингтона и Билла Эванса. Главным в музыке для Петруччиани была эмоциональная сторона. Он говорил: «Моя философия достаточно проста: чрезмерная интеллектуализация в музыке скучна, как и пресыщение ее безудержным весельем. Когда чего-то много, всегда становится скучно. Нам всем следует чувствовать, когда следует вовремя остановиться».

В конце 1998 года фирма Dreyfus Jazz выпустила один из лучших альбомов Мишеля Петруччиани « Solo Live ». Альбом был составлен из наиболее интересных композиций последних лет как собственного сочинения, так и из классического джазового репертуара. Это был словно подарок к его дню рожденья – 28 декабря 1998 года Мишелю Петруччиани исполнилось 36 лет. В планах уже стояли 5 концертов в родной Франции в январе, а в марте парижская «Олимпия» ждала его выступлений. Еще он мечтал об учреждении во Франции международной школы джаза, чувствуя что джаз переживает кризис как в исполнителях, так и в композиторах. К сожалению всем этим планам не суждено было реализоваться. 6 января 1999 года Мишеля Петруччиани не стало. Это была большая потеря для джазового мира и для Франции, где Петруччиани считали национальным героем. В 1994 году он был награжден орденом Почетного Легиона – высшей французской наградой. Похоронен Петруччиани на кладбище Пер Ла Шез рядом с Шопеном.

Мишель Петруччиани успел сделать много, но далеко не все из того, о чем мечтал. Сделанное им увековечивает память о нем, а несделанное дает старт новым именам.

Скачать

Скачать

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.