Добрый день, дорогие зрители и читатели!

Спасибо всем, кто ответил на мою просьбу об обратной связи и написал свой ответ в форуме или личным сообщением! Мне очень важна ваша поддержка. 

Сегодня у нас радостный день – мы наконец-то добрались до одного из самых известных киноэпосов ХХ века, прославенного фильма, который входит во все списки классических, обязательных к просмотру картин. Вы найдете его и в упоминавшемся ранее Ватиканском перечне, и в различных исследованиях, посвященных теме христианства и кино.

Бен-Гур

Бен-Гур

«Бен-Гур» (Ben-Hur, 1959) режиссера Уильяма Уайлера (William Wyler, 1902—1981). Да, да, именно Уайлер снял известные, наверное, всему миру комедии «Как украсть миллион» и «Римские каникулы».

По единодушному решению критиков, «Бен-Гур»  признан лучшим фильмом 1960 года. Он – победитель премии «Оскар» в 11 номинациях, обладатель трех «Золотых глобусов» и ряда других наград.

Смотрели ли вы этот фильм? Если нет, возможно, стоит на время отложить эту статью и вернуться к ней со свежими впечатлениями. Поверьте, оно того стоит. Посмотрите «Бен-Гура», ничего не читая о нем, не зная сюжета и имен главных героев. Только запаситесь терпением – фильм достаточно длинный, идет более трех часов –212 минут.

Когда речь заходит о теме отражения веры, религиозных идей в кинематографе, «Бен-Гура», пожалуй, вспоминают чаще всего.

В начале, однако, была книга – одноименный роман генерала Льюиса (Лью) Уоллеса (1827–1905), не только автора одной из самых влиятельных христианских книг XIX века, но и юриста, военного и политического деятеля.

О том, какое впечатление на человечество оказало это произведение, свидетельствует, как минимум, неоднократные экранизации (1907, 1925, 1959, 2003, 2010) и театральные постановки.

Полный заголовок и книги, и фильма звучит как «Бен-Гур. История Христа». Однако читателей и зрителей, настроившихся погрузиться в очередной авторский пересказ Священной истории, ожидает сюрприз: все окажется не таким, как казалось.

Да, первые кадры картины вполне оправдывают ожидания. По каменистым тропам древней Палестины движутся римские воины, пешие и верховые путники. Дорога их проходит через Иерусалим, и каждому надлежит явиться в свой город для переписи.

Когда все утихает и на землю опускается ночь, над долинами и горами восходит Вифлеемская звезда, влекущая к себе пастырей и волхвов. Мудрецы Востока приносят Богомладенцу, почивающему на руках Пречистой Матери, дары – золото, ладан и смирну. Благодать пришла в мир, Бог стал Человеком.

Но мир не ведает об этой великой тайне. Воины, торговцы, рабы и их хозяева, женщины и дети – все заняты своими повседневными делами. Иудея ропщет под владычеством Рима, недовольные строят планы и ожидают чуда – пришествия Мессии, не зная, что Он уже здесь.

Бен-Гур

Бен-Гур

Чудо же «Бен-Гура» – в смещении точки зрения. Мы действительно становимся свидетелями Евангельской истории, но видим ее через призму человеческих страстей и страданий – через судьбу аристократа-иудея Иуды Бен-Гура, которому было суждено стать современником Спасителя.

Такая смена фокуса позволяет нам взглянуть на мир глазами человека верующего, но еще не ставшего христианином. Взыскующего Бога, но его еще не встретившего. Встретившего, но не узнавшего.

Такая смена фокуса также позволяет нам лучше понять, чем жила Палестина и Рим в первом веке от Рождества Христова.

Противостояние Рима и одной из его провинций – Иудеи, находит свое отражение в противостоянии двух бывших друзей: иудейского аристократа Иуды Бен-Гура и римского трибуна Мессалы.

«Бен-Гур», в первую очередь, это великолепный приключенческий фильм, выстроенный по классическим законам драматургии.  Путь главного героя проходит через пропасти и вершины: с высоты положения – на самое дно общества, снова вверх – к вершине успеха и славы, и вновь вниз – к бездне отчаяния и потери.

Движущие темы фильма – дружба и предательство, служение своему призванию, верность, но главное – это кино о жажде мести и силе прощения.

Бен-Гур – настоящий герой. Сильный, выносливый, честный, прямодушный, верный. Наверное, таким же был и праведный Иов, нашедший милость в глазах Господа.

Но что такой человек сделает, если отнять у него все: положение, семью, свободу? Помните, этот же вопрос мы задавали, говоря о фильме «Человек на все времена». Это вопрос Бога к Иову: что остается у тебя, когда больше ничего не осталось?

У Бен-Гура остается жажда мести. Только это помогает ему выжить в нечеловеческих условиях рабства и выполнить свое обещание – вернуться в Иерусалим.

Бен-Гур

Бен-Гур

Однако то, что на первый взгляд кажется делом одного человека, на самом деле оказывается делом Самого Бога: все вплетено в замысел Бога о человеке, все нити пересекаются, все имеет свой смысл.

В корейском триллере «Олдбой» главный герой, покинув тюрьму, неимоверной ценой лишь к концу своего пути понимает, что главный вопрос, который он должен был себе задать – не «кто виноват в моих бедах», а «для чего я получил свободу».

Это очень похоже на то, что приходится пройти Бен-Гуру. Хотя он знает, кто виноват в его злоключениях, но ему еще надо многое пережить для того, чтобы понять, для чего он, несмотря на многократно грозившую ему смерть, остался в живых.

Бен-Гуру кажется, что для мести. Но прав ли он?

Бен-Гур

Бен-Гур

По  большому счету, это картина о промысле Божием, о сложном, непрямом пути человека к Богу. Сколько раз суждено оступиться главному герою, сколько раз он оттолкнет протянутую ему руку помощи и изберет ложную дорогу славы или войны. Однако Бог уже пришел в мир и не оставляет верных.

В фильме «Бен-Гур» очень много и ярких эпических сцен, таких как гонки на колесницах, и камерных – таких как встречи Иуды Бен-Гура с родными.

Очень тонко и точно переданы самые важные перемены, происходящие с главным героем. Одна деталь: в самом конце картины Бен-Гур смиряет свой гнев и отказывается от мести за минуту до того, как получит награду, о которой он еще не подозревает, – к нему вернуться живые и здоровые мать и сестра. Случись это минутой позже, и ценность этого решения была бы уже другой.

Красной нитью проходит сквозь ткань повествования тема воды: спасающей и исцеляющей в руках Того, Кто является Источником самой жизни.

«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14), – эти евангельские слова могли бы стать эпиграфом ко всей кинокартине.

Поэтому ключевыми сценами фильма, конечно же, являются те, в которых Бен-Гур встречает своего Спасителя.

Для нас важно, что именно в картине 1959 года было наиболее ярко продемонстрировано одно из самых важных и деликатных кинематографических решений:  рассказ о сакральном, духовном на языке образов, а не слов.

Речь идет о воплощении на экране образа Самого Христа.

Ни разу мы не увидим Его лица и не услышим Его голоса. Но мы будем свидетелями Его проповеди, Его милосердия, Крестного пути и страданий на Голгофе.

Создателям фильма удалось добиться удивительного: не навязывая зрителю своей точки зрения, избегая пафоса, ложного морализаторства и ригоризма, дать ему прикоснуться к Тайне Боговоплощения.

На сем оставляю вас наедине с вашими размышлениями.

До новых встреч!

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.