Диета заячья, травоядная

Христос пришел не для того, чтобы есть или не есть овощи, с маслом или без масла. Не ради того, чтобы научить нас этой пастбищной премудрости. А для чего? Рассуждает священник Константин Камышанов.

Готовьтесь к сокрушению и покаянию

Священник Константин Камышанов

Священник Константин Камышанов

Рождественский пост таков:

Если нет литургии, то едят один раз в день, без масла (сухоядение)

Если есть литургия, то едят один (!) раз в день вареную пищу с маслом. Это абсолютное большинство дней в посту

Если в храме праздник святого, кроме среды и пятницы, или суббота с воскресением, то едят два раза в день. В эти дни можно вкушать рыбу

Нравится? Осилите? Чувствуете благодать в борьбе с силами зла и ревности в вере? Нет? Готовьтесь к сокрушению и покаянию. Вы уже заранее виноваты, потому что эту часть поста для мирских выполнить НЕВОЗМОЖНО в принципе.

Скажем честно: никто в церкви не может его поднять, за исключением Афона и редких старцев и угодников Божиих.  И мы должны понимать, что таким образом, мы  вступаем в пору своего осуждения.  Более того, мы не просто идем виноватыми к Рождеству, а мы планируем быть виноватыми И должны дать себе отчет в том, что мы умышленно идем на пир Христов не в брачной одежде, преступниками и обманщиками.

Зачем же церковь установила этот пост, который заведомо нельзя и некому выполнить? Для того, чтобы создать у христиан непреходящий комплекс вины? Для того, чтобы культивировать уныние и страх, какие царят обычно в сектах?

Нет. Пост установлен правильно. Просто мы путаем причину со следствием.  Мы в следствии видим причину. Мы грубо ошибаемся и искажаем пост,  пытаясь физикой формировать дух и, представляя пост телесным упражнением, предпринимаем его на пользу души. Вот помучаем тело, и душа воспитается в смирении. Такой подход категорически ошибочен. Не тело формирует душу, а душа должна уметь управлять телом. А у нее для этого должны быть мотивация и сила.

«Тяжко есть иго на сынех Адамлих». Лубок середины XIX в. Неизвестный художник

«Тяжко есть иго на сынех Адамлих». Лубок середины XIX в. Неизвестный художник

Мотивация души

Мотивация души не в том, чтобы запинать тело, заставить его замолчать силой, а в запуске двигателя, который приводится в движение силой благодати. Душа должна стремиться не вниз к телу, а вверх к Богу. Найдя Бога и небесную радость, она сама пренебрежет радостью плотской

Христос сошел с неба не ради сухоядения, а ради богоявления. Смысл нашего поста не в пустом желудке, в котором мы можем наблюдать масло или его отсутствие, а в приобретение в сердце образа Бога — в личном богоявлении Носит сердце Христа или нет – вот смысл и вопрос поста. И Христос пришел только ради одного – научить нас иметь и держать в себе Святого Духа.

Имеешь Святого Духа – постишься. Не имеешь – просто диета заячья, травоядная.

Бог, конечно, и колбасу может принять в качестве жертвы. Но неужели не стыдно давать Богу молоко, мясо,  хлеб с мифическим маслом внутри хлеба и пирожные с печеньем? Неужели, в самом деле не стыдно?

Да причем тут еда? Хотя и в гастрономии есть смысл.  Мясо, чаще всего не физиологическая необходимость, а привычка. Почти все то, что есть полезного в мясе, есть в растительной пище, за исключением нескольких аминокислот, которые есть также в рыбе и молоке.  Заметьте: многие дети не любят мясо. Им навязывают его, и они привыкают к нему. А магазинное молоко — сплошная отрава.

И еще один момент. Церковь как умная и добрая мать, просит своих детей не делать того, что не вмещается в нашу детскую голову. Раз просит попоститься, значит, это в самом деле важно. Почему бы не поверить тому, кто умней нас и погружен в тайны Божии?

Когда мысли в пустом желудке

Да и не в еде дело. Жертва тленная и языческая — предлагать Богу свою еду.

И с маслом хорошо и без масла не плохо, когда рядом Бог. Борьба с зависимостью от еды говорит о том, что человек пленен этой едой. Святой уже безразличен к еде. Она его почти не интересует. Ему незаметен ее вкус. Еда нужна ему в минимальных количествах. А пост для него вещь духовная и ему соответствуют слова апостола Павла:

Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Как же понять свою меру и качество поста? Мера поста — молитва и любовь. Если наши гастрономические маневры мешают молитве, то они во грех. Например, переел, стали слипаться глаза, тело с неодолимой силой требует покоя и сна. Значит, мера превышена. Наоборот, недоел. Начинает мучить голод. Молитва опять не идет на ум. Все мысли в пустом желудке. Все чувства раздражены и душа близка к гневу. Нет сил на добрые дела. Опять грех.

Количество пищи можно узнать для себя опытно. Молоко и мясо можно оставить на время,  доверившись уму церкви и уму настоящих диетологов. Все разумно. Все полезно. Все обосновано. Так зачем же нам бороться с чем-то разумным и полезным?

Не плоть покоряет дух, а наоборот

Мы можем телесно поститься только в меру своих духовных сил. Духовная сила должна соответствовать мере телесного поста, иначе беда.

Еда один раз в день,  с маслом или без масла не причина, а следствие поста. Человек, постоянно пребывающий в Духе Святом не нуждается в более частой и плотной пище. Это идеал, характеризующий умиротворение и покорение плоти духу. Не плоть покоряет дух, а наоборот . Сухоядение — не цель, а примета и свойство достижения духовного совершенства. Ветер дует не потому, что качаются деревья. И пост не в том, чтобы есть или что-то не есть.

В одной средневековой новелле, рассказывается как принимают в Рай. Стоят ангелы и смотрят. Если у монаха в пузе одна трава, то пропускают сразу. Если нет – ведется следствие.

Это ложь на ангелов и на суд Божий.

Христос пришел не для того, чтобы  есть или не есть овощи, с маслом или без масла. Не ради того, чтобы научить нас этой пастбищной премудрости.

Говоря кратко, Рождественский Филипповский пост посвящен ничему иному как Богоявлению, мотивом которого является божественная любовь. Нам предлагают стать частью этого грандиозного проекта через наше личное явление Бога в себе и в мире. Мы должны все это время способствовать тому, чтобы Бога стало больше в нас и вокруг нас.

15253547_1162881017138385_876829066959732322_n

 

Когда отваливается зависимость от мира

Второе лицо Троицы воплотилось в наше грешное тело и переформатировало его не голодом, а Духом.  Господь довел содержание духа в человеческом существе до той, меры, после которой начинаются необратимые процессы обожения человека, то есть запускается режим святости, возвращающий человека из тленного мира в Рай. При этом от человека отваливается зависимость от мира, в том числе и от еды, и он становится более свободным небесной свободой.

Христос полностью покорил тело Духу и показал как это делается силой и энергиями Бога, являемыми в благодати. Наша задача этого поста не еда травы, а быть проводником и приемником этой благодати

Зилотский пост невозможен и вреден без благодати. Благодать не просто приходит и уходит. Она берется и достигается, как результат работы души, производимой ради общения с Богом, и в делах  милосердия. Эти две добродетели дают силу и благодать для духовной части  поста. В финале правильного поста душа приходит к такому состоянию, когда радость плотская тяжелая ЗАМЕЩАЕТСЯ радостью более высокого качества, легкой и духовной и тогда телесное воздержание осуществляется само собой охотно и легко.

Общение души с Богом происходит в результате  молитвенного труда или осуществляется для нас почти без труда в таинствах, когда во основном действует Бог, дающий нам благодать авансом.

Милосердие дело понятное — просто добрые ежедневные дела.

Воздержание в еде, если уж за него браться в послушание церкви, обязательно должно быть равным молитве и добрым делам.

Если нет ни молитвы ни милосердия, то человек просто загоняет свои инстинкты в бутылку, нагнетает там давление, и она время от времени взрывается некрасивыми и стыдными поступками: гневом или иным безобразием.

Отважиться на любовь к Богу, Земле и людям

Главным воздержанием должно стать не воздержание в масле, а воздержание в зле и памяти о замысле Божием о нас

Рождественский пост дает нам вектор любви, направленный от высот духа к земле. Пасхальный, наоборот, – устремление от земли к небу. Рождественский пост как золотой дождь духа, проливающйся на землю.

Господь преклонил небо к Земле так, чтобы она могла принять Бога самой полной мерой. Нельзя сказать, что Земля не знала Бога до Христа И во дни Ветхого Завета  росли деревья, море плескалось, солнце светило, муравьи строили города и смеялся человек. Природа всегда знала и жила и живет Богом. Но эта растительная и безличная сила растительной благодати никогда не вызывала в Природе любви. Ради усвоения новой более высокой божественной энергии и и был создан человек. И ради спасения этого человека и любви в мире пришел Христос.

Фото: Сергей Демянчук / isrageo.wordpress.com

Фото: Сергей Демянчук / isrageo.wordpress.com

И вот ради нашей решимости принять в сердце Бога и отважиться на любовь к Богу, Земле и людям установлен Рождественский пост. И только для этого.

Входной билет на пир Христов – наши добрые дела,  совершенные нами во имя Христа силою благодати, дарованной нам Богом.

Добрый, правильный пост идет не от муки к муке, а от радости к радости. В нем благодать на благодать. Господи, дай нам вкусить этой небесной пищи, чтобы мы ясно уразумели, чем жив человек и что ему положено от сотворения мира — Рай и его блаженство, к которому Бог нас приучает уже в этой жизни, особенно постами и праздниками.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Как мы портим «нормальным» людям праздник

Что делать христианину до Нового года, во время и после

Батюшка, а как поститься моему ребенку?

Священник Сергий Круглов о рождественском посте и многодетности

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: