Игнорируешь чужую боль? Завтра кто-то проигнорирует твою

Согласно официальной статистике, в России насчитывается без малого 13 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья; это значит, что на каждую тысячу граждан без инвалидности приходится почти 90 инвалидов. По сравнению с идеологией советского общества, в котором людей с инвалидностью будто бы не существовало, сегодня вроде бы принимаются меры к тому, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества. Однако порой это не получается, и не только из-за пробелов в законодательстве, как часто принято считать. Об отношении к инвалидам как показателе нравственного здоровья общества рассуждает Нектарий (Морозов).


В советское время инвалидов действительно было практически не заметно. Но продиктовано это было не только идеологическими соображениями: мол, в самой прекрасной стране людей с отклонениями здоровья просто нет. Я думаю, что здесь действовал тот же самый принцип, реализацию которого мы можем видеть и сегодня, — принцип банальной, страшной, бесчеловечной экономии. Если инвалидов замечать, то ими надо заниматься: для них надо создавать принципиально иные условия и разрабатывать технические средства, которые позволят облегчить их жизнь и сделают ее, по возможности, полноценной. Но на все это нужны деньги. Кроме того, необходимо воспитывать людей — даже не в терпимости к инвалидам, а в сознании того, что о них нужно заботиться. Гораздо более простой путь — создать дома- интернаты и просто скрыть этих людей от общества.

Если мы посмотрим, как в этом плане обстоят дела в Европе — погибающей и загнивающей, как сейчас вновь принято говорить, — то мы увидим, что там ограниченные возможности здоровья людям максимально компенсируются. У нас, к сожалению, ничего подобного не происходит, и ничем этого не оправдаешь.

Любое государство — это некий огромный организм, который существует на основании определенных законов. В основе функционирования этих законов, их реального исполнения должно лежать то, что можно назвать системой приоритетов или системой установок, которые, будучи однажды заданы определенным образом, с течением времени могут переформатировать жизнь общества. Когда что-то становится приоритетом, начинается последовательное продвижение этого — через средства массовой информации, через рекламу, через какие-то акции, а также, если можно так выразиться, через некий разворот в промышленности и экономике.

На сегодняшний день мы не видим, чтобы помощь людям с ограниченными возможностями находилась в числе приоритетов. Скорее наоборот: на фоне тех проблем, которыми народ буквально перегружен сегодня, проблемы меньшей части общества все ощутимее отступают на второй план — тем более что сами отстоять значимость своих потребностей эти люди подчас просто не могут.

Наверное, это опять-таки общая проблема — отсутствие милосердия и сострадания. Ведь ничто не мешает нам, когда мы встречаем такого человека и видим, как он, например, не может выбраться из автобуса, оставить всё и пойти ему помочь. Чаще приходится наблюдать другое: этот человек мучается, падает, а люди просто проходят мимо, потому что каждый считает либо что поможет кто-то другой, либо что этого делать в принципе совершенно не надо.

Люди в различных учреждениях, сталкивающиеся по роду деятельности с инвалидами, тоже очень часто оказываются равнодушными, хотя эта помощь непосредственно в их обязанности входит. Если бы каждый из них в конкретной ситуации пытался проявить милосердие, жизнь инвалидов уже была бы намного легче.

Игумен Нектарий (Морозов)

***

Общество нуждается в воспитании точно так же, как нуждается в нем ребенок. Но этого воспитания, к сожалению, на сегодняшний день нет. У нас вроде бы что-то делается: строятся кое-где пандусы, оборудуются специальные парковки и места общественного пользования с учетом нужд колясочников, существуют законы, согласно которым люди с ограниченными возможностями здоровья должны получать помощь от государства, по телевидению иногда транслируются социальные ролики: «Инвалид — не инвалид, люди так не делятся», но всё это не работает, потому что находится в отрыве от всего прочего контекста жизни.

Такое понятие, как сострадание, все более вытесняется из нашей повседневности. И это имеет очень серьезные духовные последствия. Когда ты игнорируешь чужую боль, то должен быть готов, что завтра кто-то проигнорирует твою. Помимо этого надо понимать, что ни одна слезинка, ни один скорбный вздох человека, чем-то обделенного, не остается не услышанным Богом. А вот люди, которые этот вздох не услышали, собирают себе на голову горящие уголья, поэтому не стоит удивляться, когда приходится за это каким-то горьким образом расплачиваться. Отсутствие милосердия не только на частном, но и на общественногосударственном уровне, безусловно, вещь очень страшная, напоминающая нам евангельские слова: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12).

Приведу простой пример из своего священнического опыта. Мальчик, слепой от рождения, ходит в школу, и одноклассники находят очень забавным бить его и спрашивать: «А кто тебя ударил?». Что-то очень напоминает, не так ли? Так глумились над Христом накануне Его распятия. И это — обычный эпизод из жизни, это практически норма сегодня, это — вроде бы нормальные дети, которых воспитывают в семье родители, у которых есть в школе учителя. Но самое интересное, когда этот мальчик с мамой ездит на лечение во Францию, он сталкивается с тем, что там нормой является помощь незнакомых людей на улице, и даже водитель автобуса на остановке выскакивает из кабины, чтобы помочь ему выйти, он это считает своей обязанностью.

Или еще пример: поступает в обычную школу ребенок с синдромом Дауна, и мать одного из его одноклассников устраивает скандал: «Мой ребенок не будет учиться с этим…». В результате родители больного ребенка вынуждены перевести его в другую школу.

У нас очень любят рассуждать о правах, но в такие моменты предпочтение обычно отдается защите прав здоровых. При этом спроси человека на улице, как он отнесся бы к тому, чтобы вместе с ним учились или работали люди с инвалидностью, — и он даст ответ, что, конечно же, надо сочувствовать и содействовать. Однако надо смотреть не на то, что люди говорят, а на то, что они делают.

Стоит сказать, что не при всяком заболевании больного ребенка следует вести в обычную школу, здесь нужно исходить из здравого смысла и общей пользы. Но, безусловно, правильнее, если дети с инвалидностью, которые могут учиться по обычной школьной программе, будут находиться среди здоровых детей. Однако пока мы движемся в какой-то тупик. И если эта и целый ряд подобных проблем не будут разрешены, то общество действительно обречено. Об этом необходимо всерьез задуматься сегодня.

***

Мне, вероятно, возразят: разве мы, рядовые граждане, можем на что-то повлиять, даже если и задумаемся? На мой взгляд, это одно из самых губительных наших заблуждений: мы считаем, что нам абсолютно всё должно быть дано. Если не дано, значит, надо смириться с тем, что есть. Отчасти причины этого заблуждения коренятся в том же самом советском прошлом, но тем не менее это совершенно неправильно.

Чем тяжелее и запущеннее ситуация в целом, тем более деятельным и ответственным должно быть отношение к ней верующих людей, христиан. Да, мы не можем подменить собою государство или всё общество в целом, но там, где мы сталкиваемся, в данном случае, с инвалидами, совершенно естественно стараться им помочь, даже если это будет каплей в море. Опять-таки стоит вспомнить Европу, в которой далеко не все общественные организации отстаивают права представителей секс-меньшинств или борются за легализацию эвтаназии. Там есть масса сообществ, которые занимаются очень нужными вещами, и вместе они превращаются в реальную силу, которая действительно чего-то добивается.

Сегодня из церковной среды достаточно часто рождаются какие-то общественные инициативы. Наверное, они не до конца проработаны, мы пока не научились должным образом привлекать к их реализации людей, различные структуры. Но пассивность намного хуже, ведь она лишает даже самой возможности этому учиться.

Нельзя не коснуться еще одной проблемы. Поскольку жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья в России сегодня очень сложна, а иногда просто невыносима, в обществе бытует мнение, что инвалидам лучше вообще не рождаться. И, к сожалению, некоторые семьи, вполне благополучные, принимают такое страшное решение, воспринимая его как гуманное. Но в таком решении, на самом деле, с одной стороны, налицо эгоизм в худшем его виде, а с другой стороны — откровенная жестокость. Это, безусловно, либо полное неверие в Бога, либо старательное игнорирование того факта, что другой человек, причем связанный с тобой кровно, имеет точно такое же право на жизнь, как и ты.

Да, невозможно немедленно развернуть ситуацию в целом — но начать к этому двигаться возможно. Это всё проверочные моменты, лакмусовые бумажки — наше отношение к тем, кто не может помочь себе сам. Если общество в качестве одного из механизмов своего полноценного существования избирает искусственный отбор, то, скажу вновь, оно идет к своей погибели. А общество, в котором немощные люди помощь обретают, имеет шансы на дальнейшее развитие и на дальнейшую жизнь.

Подготовила Инна Стромилова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Вооружен и очень опасен

Он-то на вершине социальной пирамиды. У него отличные связи. И очень здоровые конечности. Спасайся кто может,…

Мы живем в стеклянных домах – зачем кидаться камнями?

О тех, кто хочет не пустить инвалидов на вершину социальной лестницы

«Без рук, зато с головой»

Сначала он себя похоронил, а потом открыл собственный бизнес