Новая концепция литературы в школе: надоели волшебные «оп!»

|
У нас нет весомого профессионального сообщества, которое могло бы поднять голос против внезапных новшеств безо всякого их предварительного обдумывания, без профессионального обсуждения, без обкатки на практике.

В России началось обсуждение концепции преподавания школьного курса литературы. Документ “Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры” был подготовлен рабочей группой комиссии ОП РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия совместно с представителями профессионального сообщества – преподавателями педагогических и гуманитарных вузов.

Преподаватель литературы в школе «Интеллектуал», писатель и публицист Ирина Лукьянова – о новой концепции преподавания школьного курса литературы.

К сожалению, преподавание литературы в школе – это такая область, в которой специалистом себя считает каждый. А решения в этой области принимаются внезапно, безо всякого обсуждения профессионалами, на основании того, что кто-то когда-то сказал президенту.

Ирина Лукьянова

Ирина Лукьянова

Сказал президенту писатель Варламов, что в школе нехорошо без сочинения – оп! – и сочинение моментально возвращается в школу. Еще никто ничего не успел обсудить и выработать в масштабе страны – но московские десятиклассники уже написали сочинение 25 апреля.

Ведь Московский департамент образования решил, что столичные школьники ко всему заведомо готовы, МИОО стремительно написал методические рекомендации, школы в добровольно-принудительном порядке приняли участие – и дети внезапно получили новый экзамен в виде «сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию ученика по общественно-значимым вопросам».

А учителя литературы оказались обязаны это рассуждение считать аттестацией по своему предмету, хотя оно имеет к литературе очень косвенное отношение («обучающийся раскрыл тему сочинения в литературном контексте» и «2–3 цитаты»).

Такое принятие решений вообще очень характерно в нашем деле. К сожалению, у нас нет весомого профессионального сообщества, которое могло бы поднять голос против внезапных новшеств безо всякого их предварительного обдумывания, без профессионального обсуждения, без обкатки на практике.

Вот и получается: заинтересовался член общественной палаты, профессиональный военный Пожигайло преподаванием литературы, понес в массы идею «эстетика – плохо, этика – хорошо» – и оп! – в Общественной палате уже представляют новую концепцию преподавания литературы, и, по всей вероятности, нам очень скоро ее навяжут, даже не спрашивая людей, которые хоть сколько-нибудь разбираются в предмете.

Попробую объяснить через аналогию.

Ну вот, допустим, я попаду на какую-нибудь встречу журналистов или учителей с президентом – и выскочу с идеей, что один год армии – это очень плохая идея, надо бы вернуть два года, и хорошо бы отменить все отсрочки.

А ведь и правда, задумчиво скажет президент. Тут нужные люди засуетятся – и оп! – все, кто собирался демобилизоваться, остаются в армии еще на год, а у кого была отсрочка – отправляются служить. И при этом никого не беспокоит, что будет с их учебой в вузах, на какие деньги одевать и кормить всех этих солдат, где они будут жить, кто их будет обучать. Главное – волшебной палочкой уже махнули, и – оп!

Или, допустим, сделаюсь я членом Общественной палаты. И с ее трибуны понесу в массы мысль, что простудные заболевания у детей вообще лечить не надо, что нигде в мире их не лечат, что нужно только обливать детей холодной водой и поить чаем с малиной, а то придумали тоже – чуть засопливит – сразу к врачу и антибиотики!

И правда, подумают в Минздраве: а педиатры-то бегают по этим больным… и экономия какая бюджету будет… И оп! – создается рабочая комиссия из альтернативно мыслящих педиатров, знахарей и академиков народной медицины – и общество получает концепцию «детские простуды вообще не лечить», а служба вызовов на дом с завтрашнего дня ликвидируется.

Медики вопят, родители протестуют, но волшебной палочкой уже махнули – и оп! – отыграть назад уже ничего нельзя.

Как-то уже надоели эти волшебные «оп».

Ну, не говоря уже о самой идее преподавать литературу как нравственность. Это предмет отдельного, долгого и мучительного разговора. Делать из курса литературы практический курс нравственности – и глупо, и непрофессионально, и в первую очередь – безнравственно.

Любой христианин знает, что даже ежедневное чтение Евангелия – не гарантия моральной безупречности.

А принуждение к ежедневному чтению Евангелия – лучший способ воспитать атеиста.

И это относится не только к Книге книг, но и к тем книгам, которые входят в школьный курс литературы.

Если заставить учителя говорить на уроках исключительно о духовности и нравственности – дети не станут ни духовнее, ни нравственнее.

И русская классика не делится на нравственную и безнравственную, патриотичную и антипатриотичную.

Прямолинейная моральная проповедь и запреты вместо стремления научить человека самостоятельно думать, простые решения вместо умения видеть явления в их сложности, ханжество вместо серьезного разговора о трудных вопросах, воинствующая патриотическая риторика вместо решения сложных социальных проблем – все это губительно и для преподавания литературы, и для воспитания детей, и для развития общества.

Ну, и в заключение можно порекомендовать всем, кто озабочен патриотическим воспитанием, перечитать, что говорится о патриотизме в «Мертвых душах». Особенно – притчу про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Единый учебник по литературе – PRO et CONTRA. Павел Пожигайло – разнообразие учебников – оружие массового поражения

Разнообразие учебников – в какой-то мере оружие массового поражения. Мы должны в первую очередь восстановить истину

Лекарство от литературы

«Найти в творчестве писателя заранее заданные высокие идеи» – нужна ли такая функция мыслящему человеку?

Литература в прокрустовом ложе идеологии – новые старые грабли?

Нужно ли на уровне государственных концепций подчинять преподавание литературы задаче воспитания патриотизма?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: