Семейный строй: равняйсь, смирно!

Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии - о христианской семье и браке

Подготовка к семейной жизни

К семейной жизни надо готовиться – это несомненно. Но при этом надо понимать, что никакие семинары, пособия, книжки (хотя я сам их пишу) не могут заменить того, что ребёнок получает в семье.  Именно там он запасается неосознанной подготовкой и опытом. Конечно, собираясь вступить в брак,  можно и к психологу сходить, и книжки почитать можно, и с умными людьми поговорить. Хорошо бы посмотреть, как живут в семьях, которые кажутся благополучными, функциональными, говоря языком психологии.

Кстати, в такие семьи девушки и юноши так или иначе «заглядывают»,  в гостях у знакомых видят такой семейный опыт, невольно набираются, присматриваются, – а как она к нему относится, а как он к ней, а как она ходит в магазин, а как он…  Это естественный процесс.

Священник Андрей Лоргус. Фото: radiologos.ru

Священник Андрей Лоргус. Фото: radiologos.ru

Как священник, а не как психолог скажу, что для воспитания  православной девушки для брака самым лучшим вариантом могут быть именно их родительские семьи.

Я не вижу ни одного социального института, который мог бы помочь девушке в этом. Приходская жизнь – совсем не то место, где девушка готовится к семейной жизни. Вне Церкви – тем более ничего не может быть подобного.  

Проведение различных семинаров семейных, которые бывают в приходах, в которых я участвовал, – это средство, которое не достигает необходимых результатов. Потому, что это – эпизодически, встречи похожи скорее на интервью, лекции, а тут нужна ежедневная, ежечасная, любовная работа. Поэтому самое лучшее место, где православная девушка могла бы получить подготовку, – это семья. Кроме того, дело семьи – передать основополагающие,  самые глубокие вещи, интимные, показать, как важно ценить и уважать внутренний мир другого человека и свой собственный.

Если в семье девушка не научится уважать и ценить себя, то внушить ей, что до брака надо себя беречь, невозможно! Если этого не будет в семье, то тогда это будет на улице, в школе, в компании, – только вместо глубоких вещей – нормы, которые не годятся не только для православных.

Но  если семья не православная, в ней нет такого уклада, то лучше уж как Бог даст, можно положиться на личную глубину и осознанность самой девушки.

Жить по средствам

Уметь жить по средствам – это очень важный навык. Причем богатые очень часто становятся бедными, и учиться жить по средствам необходимо всем. У нас синоним этого – «жить в бедности». Нам, советским людям, это понятно, ведь  мы ведь так выросли. Труднее жить в богатстве и достатке, чего наши люди не умеют. Это не менее важно, потому что нередко можно встретить и в Церкви, и вне ее тех, кто теряет голову от богатства, не знает, как с ним жить, как им управлять. Так что умение жить по средствам вообще важно в жизни и относится не только к браку.

Кто в семье главный

Вопрос по поводу главенства в семье – не жизненно важный. Мне кажется, правильнее ставить вопрос о лидерстве в семье. Но это вещь неоднозначная, преходящая. Когда в семье один лидер, то  другого быть по умолчанию не  может. Бывает, когда происходят внезапные события: кто-то заболел, умер, случилось что-то еще, семья рассыпается в отсутствии этого главного.

Главный – это не тот, кто тянет на себе всю семью, принимает на себя всю ответственность. Может быть, важнее говорить не о главенстве, а о духовном лидерстве, о хозяйственном лидерстве и так далее.

В наше время говорить о подчинении семьи мужчине, повторять слова из Домостроя, мне кажется, уже нет смысла.

Споры родителей

Несомненно, любые споры родителей между собой ослабляют психику ребёнка. Детям очень трудно жить, когда в их душе раскалывается единый мир. Так что любые ссоры при младшем поколении – по поводу ли воспитания, или по другим причинам – это ужасно.

Отменить наказания

Наказания сегодня – это миф. Наказывать сегодня никто не умеет. Родительское возмездие предполагает две обязательные вещи – следствие и суд. Если  их не было, то тогда это не наказание, а насилие или месть. Или, что чаще всего бывает в 90% случаев, так называемая канализация агрессии, когда папа или мама срывают на детях стресс, страх, злобу, агрессию.

Когда дети что-то сделали неправильно, совершили преступление, грех, нарушили какой-то нравственный принцип, побили, оскорбили кого-то – за этим может следовать наказание. И вот приходит папа, сначала он разбирается, выслушивает всех, и тех, и других. Здесь как раз роль отца, мужчины, мужа гораздо важнее, чем наказание: чтобы разобраться в ситуации, нужно иметь некую отстранённость, а если мама была дома, она – часть эмоциональной бури, которая пронеслась, и она не может быть отстранённой, она зависимый от этой ситуации человек. И вот приходит папа, который более-менее свободный от ситуации, он не участник, и спокойно, после того как поел, отдохнул, начинает разбираться. Что-то дети рассказывают, что-то мама докладывает. Потом, когда понял суть дела, он может вынести свое суждение, нравственное или дисциплинарное.

Тут очень важно, что мужчина, прежде всякого своего суждения, объявляет суть нравственной нормы, формулирует и доносит ее.  

Когда все, и дети, и мама услышат эту норму, поймут,  что она была нарушена, папа, по средневековым меркам, может пойти наказывать. Вот вам сказ: «Примерно так: «Поскольку ты нарушил это, я тебя накажу, я тебя пять раз розгами буду бить по попе». И все тихо, спокойно, идут в горницу, и на лавке порют ребёнка». Нравится? Хороша сказочка?

Но возможна ли сегодня такая страшная картинка?  Вы видели когда-нибудь, чтобы сначала разбирались, потом судили и объясняли, что здесь плохо?  

Сегодня ни у кого этого нет, а потому и наказания здесь не может быть, потому что наказывать можно только тогда, когда тот, кто чему-то хочет научить детей, готов подробно разобраться в деле. Сейчас наказанием называют насилие, раздражение и ту самую «канализацию агрессии». То есть приходит с работы раздражённая мама, где её начальница целый день пилила, и срывает на детях своё раздражение, или многодетная мама, у которой пять, восемь детей, доведена до исступления своей усталостью, и когда дети утром не могут сообразить, как завязать шнурки, она наотмашь бьёт их так, что они отлетают к стенке, а потом они плетутся со слезами в школу. При чем здесь наказание? Это насилие, это истерики, это невротический срыв родителей.

Любые вопросы о наказании в детско-родительских отношениях я бы отменил начисто, никто не способен сейчас наказывать так, как это было в старину, никто не способен сейчас восстановить в своей семье такие порядки, которые существовали, скажем, хотя бы в начале двадцатого века. Об этом прошедшем периоде стоит вспоминать только в музее.

"Семейное счастье" художница Диана Денгель

“Семейное счастье”. Художница Диана Денгель

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Семья Бурмистровых презентует книгу «Современная семья. Психология отношений»

Издание предлагает к обсуждению вопросы о том, как предотвратить семейный кризис и что такое «семейная матрица»

Законопроект о семейных побоях крайне опасен — юристы

«Правмир» спросил у юристов, что они думают о декриминализации семейных побоев

Страсти по бутерброду

Соваться в бизнес, где норма прибыли 1000%, опасно для жизни, а критиковать епископа и безопасно, и…