Вопрос. Как научить ребенка давать отпор обидчикам?
Ответ. Учить ребенка давать сдачи физически — это большой риск навлечь на него серьезные проблемы. В системе образования сильно изменился подход к происходящим дракам. Суть такая — ребенка дразнят словами, а он в ответ дает в глаз. После этого мама того, кому дали в глаз, идет и жалуется директору, который не будет разбираться, с чего все началось. Опасным будет признан именно тот ученик, который применил физическую агрессию. После этого вызовут полицию, и школьника поставят на учет. Поэтому велика вероятность, если вы научите ребенка давать сдачи физически, то от взрослых, которые его по идее должны защищать, он пострадает еще больше.
Иногда обижают детей, которые не просто скромные, а отличаются поведением — они несдержанные, импульсивные, их легко дразнить, они не умеют общаться с одноклассниками. Тогда их учить давать сдачи еще опаснее, потому что они импульсивные. Терпят, терпят, а потом мы ему разрешаем условно «дать в глаз», и он перестает себя контролировать. Всегда есть опасность, что мы своего ребенка, желая ему лучшего, подставим под большие разборки в школе. Это первая мысль.
Второе — чем интереснее ребенок реагирует, чем более живо машет кулаками и отвечает на агрессию, тем больше его могут дразнить, потому что это делается во многом ради развлечения. Как это ни прискорбно звучит.
А если человек меньше реагирует, то дразнить не так интересно.
Есть один замечательный метод, но его нужно тренировать с ребенком — это просто так не дается. Суть в том, что ребенок учится не отвечать агрессией на агрессию, а отвечает в духе: «спасибо, я учту», «я рад, что ты заметил, что у меня что-то не в порядке», «спасибо за заботу» — такого ребенка становится неинтересно дразнить. На YouTube есть масса популярных роликов об этом.
Третий момент — история с обидчиками, конфликтами вредна для всего класса, она системная. По-хорошему, если оказывается, что у нас в классе не просто конфликт двух равных сторон, а именно травля — есть группа товарищей, которая преследует более слабого, имеет место истязание, то это системная история. Она должна системно решаться. Сейчас есть технологии работы с травлей, и очень важно, чтобы мы не выделяли отдельных негодяев и не говорили им: «Эй вы, негодяи, а ну-ка перестаньте обижать других детей!»
Мы работаем с группой детей — часть из них обижает ребенка, часть из них хорошо к нему относится, а часть — нейтрально. Обсуждается не то, что не надо делать ребенку плохо, а то, как сделать ему хорошо. И таким образом мы учим детей быть внимательными друг к другу и делать друг друга счастливыми. За счет феномена группового давления «негодяи» останавливаются. Подключается другая часть класса, которая начинает их останавливать словами либо отсутствием поддержки, потому что у них есть другая миссия, заданная взрослыми. А миссия — сделать человека счастливым.
Дети очень хорошо реагируют на эту суперидею сделать кого-либо счастливым.
Это будет гораздо лучше в целом для класса. Потому что если мы будем останавливать травлю только одного ребенка, это значит, что группа «негодяев» будет переключаться на другого. Это групповой феномен — им все время будет нужен кто-то, кого они сделают жертвой.
Но хочу обратить внимание, что это ситуация, в которой должны вмешиваться взрослые — между собой дети это не могут решить. Это сложная система — самозакручивающийся механизм, потому что свидетели не вмешиваются, понимая, что они в любой момент сами могут встать на роль того, кого обижают. В результате всем плохо — все живут в страхе и напряжении. Если вы поговорили с учителем, директором и они бездействуют, то лучше уйти из этого места. Я не знаю ни одного заведения, за которое нужно держаться, если ребенку там плохо. Потому что хорошие знания при разломанной психике никому не помогали. А вот когда хорошая психика, знания получить не проблема.
Мы можем попробовать с ребенком отрабатывать способы отступления, например, если глобально понимаем, что учитель готов защитить ребенка. Он не следит ни за кем, но он не против это сделать. Мы отрабатываем сценарий, когда ребенка начинают обижать, а он подходит к учителю и говорит, что ему нужна помощь. Не просто на словах, а можно даже на игрушках, на сценках это проиграть. Как он будет в плохой ситуации ретироваться к учителю. Это первое — предлагаем ребенку альтернативные сценарии и их отрабатываем.
Бывает, что директор или педагог отвечает: «А у вашего ребенка самого особенности поведения, поэтому его обижают, покажитесь психологу». На это есть беспроигрышный ответ: «А что, если у него что-то не так, то его можно обижать?» Вы можете сказать: «Да, я готова сходить к профессионалу, чтобы понять, что происходит с моим ребенком, но скажите пожалуйста, вы на основе этой информации будете делать вывод — можно бить моего ребенка или нельзя?» И таким образом вы сможете совладать со школьным персоналом, потому что они иногда пытаются перенести свою ответственность.
А есть одна простая правда — обижать нельзя никого. Любого ребенка независимо от того, что с ним происходит, нельзя обижать.
Итак, мы учим ребенка другим сценариям реагирования без применения физической агрессии — либо ребенок обращается за помощью, либо мы с ним учим другой способ реагирования, который будет более успешным. А дальше думаем про работу с классом и группой. Если ничего не получается, то нет смысла оставаться в этом учебном заведении. Еще можно поработать с детским психологом.
Фото: pexels.com