Грузинский митрополит проповедует при помощи Куросавы и Джармуша
Митрополит Николай (Пачуашвили) – личность многогранная как по светским, так и по церковным меркам. В прошлом выпускник физического факультета МГУ и факультета анимации Тбилисского театрального института, знаток современного авторского кинематографа, но прежде всего – один из лидеров духовного возрождения Грузии. В настоящее время член Синода Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), заместитель председателя Отдела миссии и евангелизации и управляющий приграничной Ахалкалакской и Кумурдойской епархией. В интервью журналисту Антону Куриловичу митрополит Николай рассказал о роли Церкви в жизни современной Грузии.
– Ваше Высокопреосвященство! Нельзя не заметить, насколько нестандартным по традиционным церковным меркам был ваш путь к епископству…
– В Церковь я пришел, вернувшись в Грузию после окончания физфака МГУ. Что касается атмосферы времен коммунистического режима, то, конечно же, многие понимали, что все вокруг пропитано идеологической ложью. Но мало кто в обществе решался говорить об этом открыто. Единственные, кто в то время как-то пытался говорить правду, были люди искусства. Понимание того, что через искусство, особенно киноискусство, я смогу свидетельствовать об истине, во многом и определило то, что я поступил учиться в Тбилисский театральный институт. Параллельно с обучением в институте я работал в школе учителем физики и усердно посещал храм. Потом было обучение в Тбилисской духовной академии, где на третьем курсе меня рукоположили в сан диакона и затем в священники. В Грузии к этому времени началось современное миссионерское движение. В 1989 году по благословению Католикоса-Патриарха Илии II первые группы паломников двинулись по следам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Наш путь проходил от места ее предполагаемого входа на территорию Грузии, от озера Паравани до древней столицы Грузии – Мцхеты. Я был участником этого первого перехода, который длился 27 дней. Такие ежегодные миссионерские паломничества стали для меня настоящей школой пастырства.
– В Ахалкалакской епархии, которой вы управляете, 95% населения составляют армяне. Как строятся отношения с Армянской Апостольской Церковью?
– Наша епархия находится на окраине Грузии, по соседству с Турцией и Арменией, поэтому большую часть населения, действительно, составляют армяне, часто даже некрещеные. Это связано с тем, что при советской власти этот регион являлся пограничной зоной и там был чуть ли не визовый режим. В 1997 году в Ахалкалаки появляется первая резиденция епископа, а в 2005 году строится первый небольшой грузинский православный храм. В этот период к нам стали приходить и принимать крещение многие армяне, причем перед таинством мы в обязательном порядке проводили с ними просветительские беседы о православной вере. На данный момент этнические армяне составляют немалую часть наших прихожан. Что касается отношений с Армянской Церковью, то за последние несколько лет у нас сложились теплые отношения, особенно после визита в Тбилиси и Ахалкалаки Католикоса всех армян Гарегина II. Поэтому сейчас мы дружим с местным армянским духовенством и по возможности помогаем друг другу, особенно в социальной сфере, так как здесь нельзя никого делить по национальному признаку.
На территории нашей епархии проживает значительное количество мусульман из этнических грузин, с которыми мы также стараемся работать. Они представляют собой очень интересное явление. Они вроде бы и мусульмане, так как соблюдают все предписания ислама, но при этом, например, на Пасху красят яйца, а когда пекут лепешки, изображают на них крестное знамение. С нашей точки зрения, для них мусульманство по большей части является традицией, связанной с уважением к вере своих предков. Поэтому хотя мы и называем их мусульманами, но в то же время понимаем, что их вера отличается от ортодоксального ислама.
– Одной из проблем Грузинской Церкви является ситуация, сложившаяся вокруг Абхазской епархии, провозглашение ее самостоятельности. Как вы оцениваете позицию РПЦ в отношении Абхазской епархии?
– Хотелось бы отметить, что Патриарх Кирилл практически сразу после своего избрания на патриарший престол заявил и в дальнейшем на официальных встречах неоднократно подчеркивал, что Абхазия – каноническая территория Грузинской Церкви и никаких планов как-то изменить эту ситуацию у Русской Церкви нет. И это, конечно же, правильно, потому что, если допустить такой прецедент, это может очень негативно повлиять на православную общецерковную ситуацию и взаимоотношения всех Церквей. Если говорить о последних событиях в Абхазии, когда группа молодых монахов объявила о создании новой независимой митрополии, то реакция Московского Патриархата была твердой и четкой – запретить в служении священников-абхазцев, рукоположенных в России, так как их поведение является абсолютно неканоничным. Есть, конечно, опасность, что они не примут запрета в служении и обратятся в другую юрисдикцию. В любом случае мы надеемся на конструктивное разрешение этой ситуации.
– Как вы думаете, отразилась ли политическая напряженность между нашими странами на отношениях Русской и Грузинской Церквей?
– Конечно же, события 2008 года не могли не отразиться на наших взаимоотношениях. Ведь между нашими странами до сих пор фактически военное положение… С другой стороны, православная вера, объединяющая нас, выше всего национального и политического. В этой ситуации особая миротворческая миссия лежит на главах наших Церквей – помогать государственным деятелям впредь решать возникающие конфликты путем переговоров, не допуская военных действий и гибели людей.
Поэтому на высшем церковном уровне мы не перестаем общаться, о чем свидетельствует встреча в Киеве, на празднике Крещения Руси, Католикоса-Патриарха Илии II с Патриархом Кириллом. Да и помимо официальных встреч у нас часто бывают дружеские встречи вне протокола. К примеру, я сейчас нахожусь с частным визитом в Москве по вопросам моей кандидатской диссертации, предварительно получив на эту поездку благословение двух Патриархов – Илии II и Кирилла.
– Какое значение имеет православие и Церковь для современной Грузии?
– Если спросить самих грузин, то 99% из них скажут, что они православные христиане. С каждым годом число православных священнослужителей в Грузии увеличивается. Сейчас вы не найдете в Грузии ни одной церкви, не заполненной в воскресный день. Конечно, говоря с церковной точки зрения, большинство пока являются православными верующими чисто формально. В целом же невозможно не заметить, что народ у нас принципиально воцерковился, что заметно на следующем бытовом примере – практически в каждом кафе и ресторане Грузии есть постное меню, о чем еще 10 лет назад невозможно было мечтать. Если говорить об отношении общества к Церкви, то достаточно отметить один интересный факт. По социологическим опросам, проводимым в Грузии различными международными организациями, на вопрос, кому вы больше всего доверяете из представленного списка общественных и политических деятелей, 98% населения страны отвечают: Католикосу-Патриарху Илие II. Такая тенденция наблюдается последние несколько лет. И это во многом говорит о повышении доверия общества к Церкви. Дело в том, что на протяжении многих лет Илия II лично ведет активную миссионерскую работу с различными социальными слоями населения Грузии. Несколько раз в месяц Патриарх приглашает на встречу специалистов в какой-нибудь сфере: деятелей науки и культуры, представителей партий и общественных движений и так далее. Кстати, впервые такие встречи еще в 50-х годах стал проводить Католикос-Патриарх Каллистрат. Конечно, в прошлом эта просветительская деятельность не была настолько масштабной, как сейчас, тем не менее она подготовила хорошую почву для будущего диалога общества и Церкви. Так вот начиная с 1990-х годов несколько раз в месяц в Грузинскую Патриархию приглашаются для общения специалисты из различных сфер науки и культуры, а также представители государственных и общественных институтов. Как правило, гостям заранее предлагается подготовить небольшой доклад по теме будущей встречи, который будет являться отправной точкой в обсуждении. Во время таких встреч часто заходит речь о проблемах, которые нужно решать, и о том, чем Церковь может помочь в данной области и каким образом можно выстроить конструктивное сотрудничество. Во многом в проведении таких встреч нам помогают церковные люди, миряне, относящиеся к разным профессиональным сферам деятельности. И именно эти люди служат своеобразным мостом между Церковью и обществом.
– Вы активно занимаетесь миссионерской работой с молодежью, используя современный кинематограф и музыку…
– Я думаю, что язык искусства, и в особенности язык кино, – универсальный язык, на котором можно говорить практически с любым человеком. Дело в том, что в свое время кино сыграло очень большую роль в становлении моей личности и обогатило меня нравственными ценностями. Безусловно, я всегда старался выбирать шедевры мирового киноискусства, так называемое авторское кино, что мне очень помогло в молодые годы. Именно поэтому я и решил, что кроме проповеди в храме, кроме того, что я проповедую словом, с помощью кинематографа можно охватить те слои населения, до которых пастырское слово не дойдет, – например, молодежь. Для просмотра и дальнейшего обсуждения я выбираю фильмы на христианские темы, хотя на первый взгляд они таковыми могут и не выглядеть. Например, фильмы великого японского режиссера и очень нравственного автора Акиры Куросавы. Или картины очень интересного американского режиссера, представителя независимого кино Джима Джармуша, культовый фильм которого «Пес-призрак: путь самурая» вызвал бурное обсуждение среди молодежи, с которой я занимаюсь. У одного из выдающихся духовных писателей современности – отца Серафима Роуза – есть высказывание по этому поводу: вместо того чтобы запрещать своему ребенку смотреть телевизор, попробуйте посмотреть его вместе с ним и выбрать все самое лучшее из того, что идет в эфире, потому что все самое лучшее, что есть в этом мире, указывает нам на Бога. И я с ним в этом полностью согласен.
Антон Курилович
Источник: НГ-Религии