Архимандрит Тихон (Шевкунов) – о Сербии, исламизации России, межнациональных отношениях и семинаристах-астраханцах

|

11 сентября 2012 года в здании Астраханской государственной филармонии состоялась встреча архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря г.Москвы, с жителями города.

Перед началом встречи отец Тихон поделился своими воспоминаниями о предыдущем посещении Астрахани. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия иеромонах Тихон был направлен в Астрахань в качестве специалиста по церковной археологии, неоднократно участвовавший в обретении мощей святых. Тогда перед археологами стояла задача среди множества останков астраханских епископов, покоившихся в крипте Успенского собора, обрести мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Об обретении мощей святителя Иосифа можно прочитать в статье, посвящённой жизнеописанию епископа Филарета (Карагодина), правившего на Астраханской кафедре с 1990 по 1992 год.

Общение со отцом-архимандритом прошло в форме «Вопрос-ответ».

Расшифровка текста – Анна Сутырина, www.astra-novosti.ru.

Фото священника Максима Бурдина

Фото священника Максима Бурдина

– Совсем недавно мы действительно ездили в Косово, там открывается семинария. В конце 40-х годов  на древнюю территорию Косово было переселено 200 тысяч албанцев, мусульман. С тех пор произошли необратимые изменения. Косовские албанцы умножились, стали вытеснять коренных жителей, а потом начались военные действия. Международная общественность стала защищать албанцев, а большая часть сербов вынуждена была бежать со своей родной земли, что повлекло за собой огромное количество искалеченных судеб. Вот к чему приводит непродуманная национальная политика,  которую развили западные люди. Они бомбили Белград, поддерживали экстремистов в Косово. Новая страна на территории Косово занималась криминальными заговорами. Это урок для всех нас. Сейчас мы помогаем сербам: устраиваем их быт , создаем народные кухни.

– Что вы думаете о пластиковых картах с числом зверя? Как к этому относиться?

–  По этому поводу у меня есть особое мнение. Какие-то остряки в 90-е годы ввели то самое число зверя, о котором упоминается в апокалипсисе. Я писал статьи на эту тему,  пока мне мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) не сказал: «Цифры, имена должны нас настораживать, но по сути, они ничего не значат. Любая цифра, если она не связана с отречением от Христа, ничего не значит». Так вот я абсолютно доверяю своему духовнику в этом вопросе.

– В чем вы видите будущее нашей страны. Как нам не повторить судьбу Византии?

– Великие страны и империи возникают и рушатся, сделать ничего с этим нельзя. Так и земная жизнь человека заканчивается. Болезнь исцелить мы можем лишь до какого-то предела. Византия – страна не чуждая нам, это наша духовная мать и духовная прародительница по культуре, ментальности и многим другим жизненным параметрам, узнать, чем болела наша родительница и как ее лечили, с моей точки зрения, было очень важно. Надеюсь, что став мудрее, мы воспользуемся уроками, которые преподала нам эта страна.

– Как правильно почитать своих родителей?

– Я не воспитывал детей. Но я помню пятую заповедь Моисея: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».  Заметьте, что пятая заповедь Закона Моисеева имеет в себе обетование, которое ждёт человека, исполняющего требование этой Заповеди. Остальные Заповеди лишь указывают путь спасительной жизни, а в Заповеди почитания родителей Бог ясно указывает, что вознаградит соблюдшего. Таков закон жизни.  Если родители будут всячески подчеркивать почитание отца и матери, дети будут почитать потом своих родителей.

 – Что отвечать людям, которые спрашивают о квартире и часах патриарха?

– Это мой патриарх, мой господин и отец, мы не должны обсуждать его. Я отношусь к нему с почтением. А вы думайте, что хотите. Я не собираюсь заниматься разбирательствами подобного рода и это, кстати, тоже часть исполнения Заповеди о почитании родителей.

– Не считаете ли вы, что религия приведет к расколу многонационального общества?

– Разумное исповедание нашей веры никогда к расколу не приведет, неразумное может привести к жесточайшим последствием. Вера, церковь, религия – один из важнейших и интенсивно действующих институтов. Надо понимать, что религию будут использовать для того, чтобы расколоть общество. Вот последний пример –  панк- молебен в храме Христа Спасителя. Нас попытались расколоть и уязвить. Эта спец. операция прошла удачно. Считаю, что в таких случаях надо вести себя иначе, не надо заострять внимания. Я, к примеру, восхищен поведением судьи. Ее ругают, оскорбляют.  А она мужественно себя ведет. Судья убежденно вела процесс, хотя давление на суд было чудовищное. Сколько  подписей деятелей культуры, батюшек, матушек – сжечь, отрубить голову. Мы сами привлекли к этому внимание. Убежден, что в дальнейшем надо очень серьезно продумывать, как церковь должна вести себя в ситуациях провокаций. Ведь ни для кого не секрет, что до этого девушки устраивали оргии в музее, в магазине, а затем выкладывали все в интернете. Это называется – бархатный терроризм, только психологический. В других странах такие прецеденты тоже были, хотя там есть законодательство – поругание святынь.  Наше законодательство в этом плане несовершенно. В ближайшее время будут представлены конкретные законы. Обратите внимание на то, как поработали СМИ, которые ангажировали на сознании многих людей.  Они назвали это политическим панк-молебном. Мол, вышли девчушки и стали призывать к изгнанию Путина. Весь мир только об этом и говорит. Хотя ни в храме Христа Спасителя, ни в Богоявленском храме (где девицы тоже выступали) имя Путина не было даже произнесено, они только изрыгали хулу на Господа. А потом дома в интернете добавили ту самую запись о Путине. Вот так четко работают люди, которые и хотят привести нас к расколу. Мы не держим на них зла, прощение и только искреннее прощение. Можно было бы поступить по-другому: просто заявить – что это злодеяние, которое не совершалась с самых тяжелых времен советской власти, и присудили бы им за все триста рублей штрафа и отпустили. А потом бы общество содрогнулось.

– В скандинавских странах становятся нормой однополые браки. Возможно ли это в России через 50 лет?

– Однажды мне пришлось выступать на телеканале «Дождь». Один из защитников выступающих девиц, устроивших скандал, сказал: «Пройдет время, и это искусство станет нормой». Так вот я не хочу жить в стране, где это называется искусством и становится нормой. Тоже самое могу сказать и по этому вопросу. Два года назад я был в Швеции. Вижу —  идет шведка, и у нее чернокожий муж и ребеночек. Через 10 шагов еще такая же пара, потом еще. И Таких пар я встретил достаточное количество. Тогда я задал вопрос послу, в чем причина таких браков? Он ответил, что 40  процентов мужчин в Швеции нетрадиционной ориентации. Это очень серьезный вопрос. Нас приучают ко злу, тому, что надо любить зло. Такие отношения в Евангелии признаются грехом. В который раз повторю, что христианину надо беречь свое сердце. Достоевский писал, что «сердце человека – то, за что сражаются Бог и Дьявол.

Как вы относитесь к тому, что женщины все чаще стали носить брюки?

– Ну если бы женщины всегда ходили в юбках, я бы был рад, но для нас уже стало привычным то, что женщина ходит в брюках. Такие изменения произошли в обиходе, с  ними можно смириться. Другое дело, если женщины приходят в брюках в храм. В своем монастыре мы не делаем замечаний, но если видим одну и ту же женщину постоянно  в брюках, то мы деликатно делаем ей замечание, а накидываться ни в коем случае не надо.

– Что если у человека нет духовного наставника?

– Нужно его искать, постепенно, медленно, но с верой в Бога, не поспешно, приходить на исповедь к одному, второму, третьему, а потом выбрать, кто из  них подходит. Есть несколько критериев. Священник должен быть смиренным, и он не должен потакать слабостям и грехам человека.

– Возможно ли бороться с той грязью, которая льется на нас с экранов телевизора?

– Да, не смотреть телевизор. Можно, конечно, и требовать, чтобы многое не показывали. Я бываю в разных странах, и ни в одной стане мира нет такого, как у нас. В Псалтыри написано: «Даст тебе Господь по сердцу твоему». Так что если народ очень сильно захочет, то все сбудется. Как было в 1917 году. Сердце народное захотело избавиться от царя и монархии. Поддержали. Также и здесь – нужно просто сильно захотеть. Как гласит народная пословица: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

– Что вы скажете о духовной жизни астраханцев?

– Я не могу исследовать вашу духовную жизнь. Единственное, по чему могу судить –  ваши дети, которых вы присылаете учиться в семинарию. Астраханцы – одни из самых лучших воспитанников нашей семинарии. Очень церковные, добрые, верующие, правильно воспитанные молодые люди. В прошлом учебном году одного астраханца сокурсники обвинили в тяжелом грехе, я знал, что его опорочили. Но сначала решил понаблюдать за ним. Он  не оправдывался, не сказал ни единого злого слова, только то, что простил их. Я с восторгом смотрел на него. И потом обидчики просили у этого молодого человека прощения и признались, что оболгали его. Вот наглядный урок духовной жизни. Это был астраханец. Сегодня мы учредили региональное отделение церковно-общественного совета. Нас поддержал владыка и губернатор. Александр Александрович сказал радикально и четко. Ролики социальной рекламы и фильмы для детей и подростков покажут в вузах и школах. Губернатором был поставлен вопрос и том, чтобы сделать все, чтобы в ларьках пиво не продавалось, а там как раз покупают алкогольную продукцию подростки. Такую реакцию я услышал впервые. Надо набраться мужества, чтобы сделать это.

– Как вы относитесь к ювенальной юстиции?

– Я не являюсь специалистом в это области. Что такое ювенальная юстиция? Это попытка защитить права ребенка, но нужно понимать, что у медали есть и обратная сторона. Вот у нас есть интернат, где работают профессиональные педагоги. Там находятся дети асоциальных родителей – бомжей, алкоголиков. Если бы у них отбирали детей – я бы был за. Эти дети живут у нас до каникул, учатся, мы их отмываем,  учим общаться, читать, а потом наступают каникулы, и мы должны отдать этих детей снова родителям. А в сентябре его снова приводят с болезнями, вшами, говорит матом. Есть и другая сторона медали – у меня есть знакомая в Дании. Ее 14 летний сын подал заявление на родителей, что они заставляют его ходить в церковь. Так вот ювенальная юстиция запретила родителям приближаться к ребенку ближе 50 метров. А он связался с 27-летней женщиной,  и суд  отдал мальчика на попечение этой женщине.

– Можно ли православному человеку заниматься йогой, используя лишь физические упражнения?

– Есть много других способов восстановить свое здоровье, йога для православного христианина опасна. Есть вещи, с которыми нельзя шутить. Можно ли немного попробовать наркотиков, врачи говорят, что даже легкие наркотики полезны в малых дозах. Но мы знаем, что это не игра, и может далеко завести. То же самое и здесь.

– Как вы считаете, православная жена должна сидеть дома, или должна работать?

– В разных семьях по-разному. Где-то правильно, чтобы она сидела дома. Где-то она должна работать. Семью сохраняет женщина, мудрая женщина может найти способ сохранить семью и сделать ее сильной. Помогает мудрое, спокойное, терпеливое рассуждение. Миссия православной женщины – быть помощником мужу, об этом сказано и в Библии. Женщина может быть хоть с тремя высшими образованиями, а муж слесарь. И женщина должна оставаться его помощницей.

– Какой совет вы могли бы дать тому, кто хочет стать монахом?

– Этого надо очень захотеть и восчувствовать. Я ни секунды не жалею о том, что выбрал этот путь. Мы довольно долго испытываем тех, кто хочет стать монахом. Присматриваемся к ним, 3-5 лет живут и спокойно в любое время могут уйти из монастыря.

– Существуют ли профессии, которыми нельзя заниматься православному человеку?

– Есть такие профессии, в  которых работать сложно. Вот я знаю одного преподавателя нашей семинарии. Он финансист, один из лучших экономистов и в это же время он игумен, очень умный и образованный человек. А вот отец Иван Охлобыстин – мне не понятен, как он может быть священником и актером, может, я чего-то не понимаю. Я снял несколько фильмов, но это часть моей пастырской работы и послушания.

– Ваше отношение к глобализации и информационному управлению нашей планетой?

– Это проблема очень большая. Сейчас ведется полный контроль за каждым человеком. Это все то, что мы оставляем после себя в интернете, в почте, в записях телефонных разговоров. Все остается в спецслужбах. И если понадобятся все наши телефонные разговоры, то их можно получить. Это касается и наших пристрастий и интересов. Портрет человека вырисовывается через его покупки, электронные карточки. Но христианину нечего беспокоиться, конечно, неприятно, что о нас есть вся информация,  но отчасти полезно.

– Что стало с батюшкой, который сбил в Москве на машине двух человек?

–  Это ужасный случай.  Несчастный священник и люди. Конечно, будет суд, и священника осудят на какой-то срок. Но что будут думать дети и, родственники погибших? Кто убил вашего отца? — Пьяный батюшка. Нужно молиться, «зажрались» мы, есть такое. Придется за это отвечать стыдом нашим.

– Что вы думаете об исламизации страны?

– Я не очень верю в исламизацию страны. Но ислам есть разный. Есть такой, с которым мы жили столетиями. Я вспоминаю, какие у моей матери были аспиранты-дагестанцы, лучшие на курсе. Настоящие экстремистские действия прикрываются исламом. Вот недавно в Дагестане убили муфтия, который восстал против экстремистского учения в исламе, хотя человек был почитаемый. Межнациональный вопрос существует. Мне здесь рассказывали, что по одной из улиц шли кавказские юноши и избивали всех подряд дубинами. Вот это нужно пресекать. К каким бы национальностям не относились эти мерзавцы, это порождает национальные конфликты. В первую очередь, такие конфликты должны пресекать кавказские общины. Вместе с этим нельзя скатываться до национализма. Вот так между Сциллой и Харибдой руководству страны нужно решать эту страшную проблему.

– Как вы относитесь к тому, что в школах ввели уроки православной культуры?

– Я не уверен, что это окажет положительное воздействие на общество. Не совсем удачный возраст, когда будут преподаваться эти предметы – 4 – 5 классы. Неизвестно какие будут учителя. Ведь ни для кого не секрет, что многие в семинарии становятся атеистами. Ленин на уроках Закона Божьего стал атеистом. В этом вопросе нужно четко разобраться.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: