Без эмоций

|

Группа русских писателей подписала обращение с требованием, чтобы участницы известной известной панк-группы “понесли соответствующее деянию уголовное наказание”. Как и в случае с другими открытыми письмами, которыми были богаты прошедшие месяцы, оно открыто для подписания всеми желающими. Но я не стану его подписывать. Как и в других случаях, я считаю, что подписавшие его – хорошие и искренние люди, которые поддались на манипуляцию.

Манипуляция так и работает – вызвать в людях сильные эмоции, негодование, страх, жалость – а потом использовать их в своих целях. Когда мы постоянно слышим, что безобразницы на самом деле славные борцуньи за все хорошее против мракобесия и тирании, это вызывает сильные эмоции – негодование против явной лжи, возмущение грубым оскорблением, наносимым Родине и Церкви, опасение, что подобные действия теперь будут повторяться. По-человечески понятно, когда люди в этой ситуации приходят в гнев и требуют – в пику обелителям явных безобразий – суровых кар для кощунниц. Это естественная человеческая реакция. Но манипуляторы как раз и используют естественные человеческие реакции.

Дело в том, что хотя группа поддержки может бурно возмущаться заключением безобразниц под стражу, это заключение в ее интересах. И в ее интересах, чтобы они получили как можно более суровое наказание. Для дела продвижения кощунств – и уничтожения всякого представления о святыне – как раз важно, чтобы кощунницы сели надолго. Умышленно вызванная эмоциональная буря мешает увидеть некоторые вещи – ее затем и вызывали. Но если остыть и на холодную голову задаться вопросом из римского права “кому выгодно?”, то выясняется, что суровая кара была бы выгодна именно революционерам и ниспровергателям, именно необольшевисткой части нашей интеллигенции.

Как в три шага реабилитировать, например, воровство? Назначить наказание, которое будет выглядеть несообразно суровым. Например, начать рубить ворам руки. Сначала люди станут говорить, что воровать, конечно, нехорошо, но зачем же руки-то рубить? Потом градус негодования повысится и оговорки про нехорошесть воровства утонут в буре негодования на палачей, рубящих бедным мальчикам руки. Появятся душераздирающие репортажи из зала суда с мужественно-бледными и в чем-то даже симпатичными воришками, над которыми нависает топор палача. Мировые знаменитости потребуют прекратить эту средневековую практику. Amnesty International объявит воришек узниками совести, и подчеркнет, что они “мирно и ненасильственно воровали в знак протеста против антидемократического режима”, за что и страдают. США выразит озабоченность. Деятели культуры воззовут к милосердию. Мировая пресса преисполнится глубокого сочувствия. Наконец, практику отрубания рук отменят.

Спасшиеся при помощи мировой общественности воришки выйдут на волю, встречаемые толпами обожателей и корреспондентами со всего мира. Триумф прогресса над средневековьем будет отмечаться вечеринками, массовыми гуляниями и рок-концертами.

Любые оговорки про то, что воровать, все же, непохвально, сделаются предметом отвращения и презрения – как, и вы за этих отрубателей рук, за средневековую дикость, против всего прогрессивного человечества! Позор-позор!

Психологически люди плохо воспринимают частицу “но”. Это хорошо известно манипуляторам. Надо ли наказывать воров отрубанием рук? Да или нет? Да или нет?! Да или нет, я вас спрашиваю?!! ДА ИЛИ НЕТ, требует от вас ответа вся мировая общественность!!! Правильный ответ – “наказывать обязательно надо, но не столь сурово” – в обстановке такого эмоционального давления дать трудно. Человек сбивается либо на “нет” – о, какой ужас, рубить бедным мальчикам руки!, либо да “да” – рубите гадов, не слушайте пособников воров!

Надо ли обуздывать кощунства, держа безобразниц месяцами в КПЗ по совершенно прозрачному делу, а потом еще приговорить их к суровому наказанию? Правильный ответ “кощунства обуздывать обязательно надо, но то, как проходит процесс, вызывает глубокое огорчение и недоумение” дать трудно именно по причине эмоционального давления. Но если из-под этого давления выйти, то довольно ясно, что делать – безобразниц давно надо было посадить на пятнадцать суток и выпустить, потому что статьи за бесчинства в храме у нас в УК нет, а потом – на будущие случаи – обязательно такую статью принять. Для многих это явится жесточайшим когнитивным диссонансом, но такие статьи уже существуют в законодательстве развитых демократических стран.

Закон штата Мичиган, например, запрещает  “входить или пытаться войти в любое частное здание, где люди осуществляют (или собираются осуществить) религиозное поклонение с целью нарушить его ход”. Закон предусматривает в качестве наказания 1)заключение на срок до 93 дней 2)денежный штраф до 1000$ 3)общественные работы до 100 часов. В случае повторения проступка сумма штрафа и время общественных работ увеличиваются до 5000$ и 200 часов общественных работ соответственно. Уголовный кодекс штата Калифорния несколько более суров – за “намеренное учинение беспокойства и шума в любом собрании людей в месте религиозного поклонения, путем непристойной речи, грубого или неприличного поведения, или любого иного ненужного шума, нарушающего торжественность собрания” можно получить до года тюрьмы. Вздумай безобразницы учинять свои песни и пляски в храмах солнечной Калифорнии, им бы быстро объяснили разницу между демократией и вседозволенностью.

Но пока в нашем законодательстве такой статьи, увы, нет, все, что можно сделать – это выпустить безобразниц на свободу, а статью принять – чтобы следующие искатели дурной славы понимали, на что идут, а государство могло действовать с безупречной законностью.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: