Нешуточное дело

|

Недавно в Петербурге появились афиши концерта под весьма говорящим названием. На афише, под большими буквами «граждане бесы» находились портреты и фамилии граждан, собиравшихся принять участие в одноимённом представлении по стихам Дмитрия Быкова. Знакомые все лица — Ксения Собчак, Леонид Парфенов, Михаил Ефремов. Зачем им выступать под такой вывеской?

Очевидно, они вовсе не являются сознательными демонопоклонниками, которые убивают несчастных чёрных кошек на кладбищах и пишут кровью расписки о продаже души. Такого рода сатанизм, полный мрачной, напыщенной торжественности, явление скорее подростковое, удел отроков, тяжело ушибленных блэк-металлом и отравляющим средством, продающимся под маркой “ягуар”. Тут, скорее, такое непрестанное хихикание – сначала рассуждения о том, как нам переделать Церковь чтобы она соответствовала возвышенным идеалам креативного класса, потом совершение оккультных манипуляций с целью наведения порчи на врага, с последующим рассказом об этом, потом серебряная калоша, потом явление под шапкой «граждане бесы».

Это все милые шутки милых, интеллигентных людей, не принимайте всерьёз. Что же, давайте поговорим о шутках. Как-то принц Гарри на вечеринке появился в форме “Африканского корпуса” генерала Роммеля, немецкого полководца, противостоявшего англичанам в годы Второй Мировой войны. Очевидно, Гарри, известный весельчак и балагур, решил просто пошутить. Никому в голову всерьёз не могло прийти, что он действительно питает хоть какие-то симпатии к нацизму. Тем не менее, после того, как фотографии попали в прессу, сограждане не оценили шутки. В Британии принято чтить память воинов, павших в борьбе с нацизмом, а к самому нацизму – отношение настолько негативное, что наряжаться в гитлеровскую форму даже ради глупой шутки считается неуместным. Люди, которые враждебно относятся к нацизму, не будут так шутить.

Люди, которые хоть немного верят в Бога, не будут кокетничать с бесами. Кто охотно играл в бесов (хотя и заявлял о своем неверии в них), мы помним из новейшей отечественной истории. И это напоминает о другом значении слова “бесы”, связанном с одноимённым романом  Федора Михайловича Достоевского, где речь идёт о революционерах. В романе также упоминаются акты кощунства и осквернения икон — определённая визитная карточка, которая появлялась тогда и которую мы видим сейчас. Мрачные пророчества Федора Михайловича вполне исполнились в ХХ веке. Мы все это уже видели — революционных интеллигентов, призывавших бурю. Ведь революционная буря — это так поэтично! По крайней мере, пока она не произойдёт в действительности и не сожрёт тех, кто безрассудно вызывал ее демонов.

Собственно, склонность к определённого рода шуткам юмора всегда была визитной карточной граждан революционеров. Газета «Известия ВЦИК» в Январе 1923 года приводила образцы тогдашних креативов:

«Всех богов на землю сдёрнем,

Визжите, черти, веселей!

Станцуем карманьолу!

Всех богов на карнавал!

Буянит в вышней роще

Безбожный комсомол.

Пляшут и хватают в плен публику черти в получёрных, полукрасных костюмах, в бархатных чёрных масках, с такими рогами, не то ушами…

… Славно поработали комсомольцы! До встречи на пасхальной неделе. Только не забудьте захватить с собою побольше дудок, свистков, домбр и бубнов. Вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском»

Почему революционеры так шутливы? Юмор может быть разный — он может быть безобидным и даже полезным, в нем может быть доброта и мудрость. Юмор революционеров в принципе другой; он служит двум целям — разрушать и обманывать. Его первая цель — разрушить всякое доверие, уважение, способность к человеческой беседе — в самом деле, какие человеческие беседы можно вести с этими смешными уродцами? Их можно только смести с глобуса красной метлой, как и изображалось на плакате. Это всегда язвительная, циничная насмешка, всегда «серебряная калоша», всегда демонстративный отказ признавать человеческое достоинство другого.

Другая цель такого рода юмора — обман, прежде всего, обман человека относительно серьёзности принимаемых им решений. Вот, например, Александр Никонов, известный атеистический публицист, прославившийся в свое время призывом убивать больных младенцев, созывает единомышленников, чтобы «помолиться бесам». Начать молиться бесам без этой шутовской анестезии — это же масса возникнет вопросов. Верит ли устроитель в реальное существование бесов? Как это согласуется с другими его верованиями? Самое главное — если бесы существуют, благоразумно ли их призывать? Создание глумливо-шутовской атмосферы позволяет достигнуть такого превосходного результата, как материалист-бесопоклонник — человек, который решительно отрицает существование духовного мира и при этом созывает адептов на коллективные молебны бесам.

Более того, этот многообещающий метод позволяет иногда достичь даже таких результатов, как христианин-кощунник и даже христианин-бесопоклонник. Это звучит абсурдно — это и есть абсурд — но так бывает. В Японии во время гонений на христиан подозреваемых в христианстве заставляли топтать Распятие. Тот, кто отказывался, выдавал себя, и отправлялся на смерть.

Но есть более эффективные методы, чем страх лютой смерти. Страх — для кого-то очень серьёзный – показаться недостаточно открытым, современным, продвинутым и креативным. Что, у вас нет чувства юмора? Вы мрачные фанатики? Не можете, шутки ради, вместе с остальными немного покощунствовать? Это же просто в знак карнавального протеста против чего-нибудь… ну, вот хотя бы «сращивания Церкви и государства».

И так, под смех и шутки, человек уже не замечает, как он глумится уже не над Патриархом, и солидаризируется уже не с врагами «РПЦ МП»; он глумится над Распятым и солидаризируется уже с бесами, которые вполне прямо себя обозначают в качестве таковых. Мол, это такой тонкий юмор.

И вот тут надо посмотреть правде в глаза — это не игры и не шутки. Это определённый духовный выбор с определёнными последствиями. Участие в такого рода развлечениях креативного класса — это как появление на вечеринке в нацистской форме. Есть вещи, в которые не играют.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: