Пакистан: миссия выполнима (+ ФОТО)

Диакон Георгий Максимов

В последнее время, после убийства Осамы бен Ладена, из Пакистана приходят только тревожные вести, но и прежде приходили не самые радостные. В частности, регулярно сообщалось о притеснениях, которые испытывают христиане в этой преимущественно мусульманской стране. На этом фоне, кажется, нет оснований надеяться на какое-либо распространение Православия среди местных жителей.

Однако именно сейчас в Пакистане действует православная миссия, возглавляемая священником-пакистанцем и включающая уже около пятисот новообращённых пакистанцев. Центр её находится в Лахоре, где отец Иоанн Танвеер регулярно совершает богослужения в своём доме. Это очень юная миссия, которой всего несколько лет, и своим появлением она обязана… бывшему католическому священнику.

Отец Иоанн родился в семье католиков, и после получения соответствующего образования, был рукоположен в Римо-Католической Церкви. С 1986 года от служил на приходе в Лахорском диоцезе, а также преподавал в местной семинарии.

В 1990 году, в католический храм, где служил Иоанн Танвеер, пришёл человек, оказавшийся греческим генералом, искавшим в Лахоре православную церковь, – какой тогда, конечно, не было. Между ними состоялся разговор о Православии, который задал отцу Иоанну направление на многие годы. Как он вспоминал позднее, «эта встреча родила во мне желание и даже жажду всё больше узнавать о Православии, но в Пакистане я не мог найти литературы о нём. И я даже не понимал, почему в сердце так тянусь к Православию, ведь я уже был католическим священником».

В мае 1993 года Иоанну удалось побывать в Австралии:

«Я был в окружении католиков, но чувствовал, что каким-то образом Бог даст мне шанс встретиться с Православием. И как-то вечером, когда я ехал с группой людей в Мельбурне, одна женщина спросила, не хочу ли я побывать на православной литургии. Я сразу ответил: да, и она сказала, что нужно быть готовым к восьми утра.

На следующий день она заехала за мной и отвезла храм Петра и Павла, украинский приход Константинопольского Патриархата. Святость божественной литургии вызвала в моей душе трепет; пение хора, благоухание ладана, огоньки свечей, лики на иконах – всё вызывало у меня ощущение, что я нашёл свой истинный дом.

Когда люди пошли к причастию, я тоже направился за ними, но моя знакомая удержала меня, сказав, что католики не имеют права делать это. После службы я очень хотел встретиться со священником, но не получилось».

Вернувшись на родину, Иоанн Танвеер с большим вдохновение рассказывал о Православии своим друзьям, прихожанам и студентам в семинарии. Он собирал всё больше информации о Православной Церкви, что было очень непросто, а начальство совсем не одобряло его интересов.

Отец Иоанн Танвеер

Чем больше отец Иоанн узнавал о Православии, тем больше он говорил о нём в проповедях и лекциях. В 1996 году это привело к напряжению в отношениях с епископом, которому отец Иоанн сказал, что обнаружил много различий в учении Католической и Православной Церквей, и что именно её он считает Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.

После этого отец Иоанн оставил служение и преподавание, и католицизм вообще.

Ему пришлось искать работу – и он стал журналистом лахорской газеты «International Press». В 1997 году он женился, позднее в его семье родилось трое детей. Всё это время отец Иоанн искал возможности принять Православие.

Отец Иоанн Танвеер и его паства

Он писал своим друзьям в Австралию с просьбой узнать об этом, но не получил ответа. Наконец, летом 1998 года он восстановил контакт с тем самым греческим генералом, которого видел восемь лет назад, и попросил его отдать прошение в Греческую Церковь. Генерал переправил письмо митрополиту Гонконгскому и Южно-Азиатскому Никите (Константинопольский Патриархат).

Осенью того же года пришёл ответ от митрополита, с приглашением вступить в диалог о том, как стать православным. «Я с радостью согласился, но следующий ответ получил только через три года. Бог словно играл в прятки со мной» – говорит отец Иоанн.

«В 2001 году в Пакистан приехал священник Даниил Тойнби из Сингапура, с поручением от митрополита узнать возможности для открытия прихода в Лахоре. Во время прощального вечера он сказал мне и некоторым моим единомышленникам, что обязательно поговорит с Его Высокопреосвященством о принятии нас в Православие. Отец Даниил уехал и снова наступило долгое молчание, пока в сентябре 2003 года мне не позвонил секретарь владыки Никиты и не сообщил, что Его Высокопреосвященство лично прибудет в Пакистан».

Митрополит Никита приехал, и между ними состоялась искреннее общение, казалось, двери Православия открыты широко для семьи Танвееров. Но после отъезда владыки снова не было никакого ответа на все письма.

«В то время я едва не потерял надежду и не разочаровался, – признаётся отец Иоанн. – Я понимал, что митрополит очень занятой человек, но не понимал, почему путь к Богу мне даётся так тяжело. В эти тёмные моменты моя жена Роза поддерживала меня, говоря: не волнуйся, Господь с нами, наступит день, когда Он даст нам возможность стать православными».

Этим днём стало 27 июня 2005 года, когда митрополит Никита снова посетил Лахор и принял семью отца Иоанна и его единомышленников в Православие, а также благословил проповедовать и другим пакистанцам.

Отец Иоанн, тогда ещё как мирянин, возглавил Православную миссию и развил активную деятельность. Он выступал с лекциями и семинарами, печатал статьи о Православии в СМИ – здесь ему пригодился журналистский опыт и знакомства, – оказывал помощь нуждающимся. Через некоторое время здесь было уже триста православных пакистанцев, и число их продолжало расти.

Вскоре власти официально зарегистрировали православную миссию в стране.

Общине сильнее всего не хватало священника, и наилучшим кандидатом был признан Иоанн Танвеер. По благословению митрополита Никиты он начал готовиться к поступлению в православную семинарию Святого Креста в США, но не смог поступить ни в 2005, ни в 2006 годах, поскольку ему было отказано в получении американской визы.

Тем не менее он изучал материалы для дистанционного обучения, а в 2007 году был направлен в Свято-Никольский монастырь в Греции для обучения и подготовки к рукоположению. Из-за того, что митрополит Никита в это время был переведён с Гонконгской кафедры на новое место служения, хиротония отложилась и совершил её уже митрополит Нектарий осенью 2008 года в Афинах.

По возвращении отец Иоанн стал совершать богослужения в своей квартире в Лахоре, куда приходят каждое воскресенье по сорок-пятьдесят прихожан – больше просто не может поместиться. Количество православных растёт, и не только в Лахоре, но и в некоторых ближайших населённых пунктах. Было переведено на урду (основной язык Пакистана) и издано несколько православных книг, которые распространяются бесплатно ввиду бедности прихожан.

Вообще в Пакистане у населения не слишком высокий уровень жизни, но у христианского меньшинства он ещё ниже. Однако у католиков, издавна находящихся здесь, всё-таки сложилась своя социальная среда, внутри которой есть какие-то возможности в плане работы, образования и т.д.

А когда католик-пакистанец становится православным, он зачастую оказывается чужим и для этой среды, и даже испытывает определённое давление. Так, матушка Роза, супруга отца Иоанна, до недавнего времени работала в частной католической школе преподавателем английского языка, здесь же учились их дети. Но перед началом нового учебного года её уволили, а детей отчислили, и их не удалось устроить ни в одну другую католическую школу. Поскольку это не единичный случай, отец Иоанн с помощниками устроили домашнюю школу для православных детей, а затем ещё одну в городке недалеко от Лахора.

Православные – самая бедная часть бедного общества в Пакистане, но на этих людях исполняется слово апостола Иакова: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). И они тверды в новообретённой вере настолько, что даже перед лицом невзгод, которые приносит им их выбор, остаются верны Православию. Отец Иоанн живёт жизнью своих прихожан, старается помочь в получении образования, медицинской помощи, даже продуктов питания, – но возможности его очень невелики.

Раньше приход издавал ежемесячный православный журнал, а также организовывал выезды с публичными беседами о Православии, но теперь из-за недостатка финансирования пришлось это приостановить.

Самая главная, по словам отца Иоанна, скорбь для православных – это нехватка собственного храма. Это существенно ограничивает развитие прихода и всей миссии. Но пока что даже денег на приобретение небольшого кусочка земли для будущего храма в Лахоре (6000$) у православных нет. Не хватает также церковной утвари, облачений, икон, лампад. Много нужд, связанных с получением образования детьми и молодёжью из бедных православных семей.

Но православные пакистанцы не унывают, они рады, поскольку удовлетворена их самая главная нужда, самая главная потребность – познать истину.

От редакции: Если Вы хотите помочь пакистанской православной миссии, обращайтесь в редакцию портала “Православие и мир”. В сентябре 2011 года Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского организует приезд в Москву отца Иоанна Танвеера. Автор материала о нем диакон Георгий Максимов сможет передать о.Иоанну лично в руки деньги, утварь или что-то иное от читателей Правмира.

Читайте также:

В Индию и Непал по следам апостола Фомы…

Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии

Восемь дней в Индии

Русское Православие в Азии сегодня

Православная земля… Индонезия

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Госдума не поддержала запрет богослужений и крестных ходов без спецразрешения

Вместо этого принята другая поправка, которая предписывает миссионерам иметь на руках документы, дающие им религиозной организацией…

Миссионер по госпатенту?

Если что-то и выйдет из такого государственного регулирования, то только стимуляция экстремизма

«Каждый из нас рожден для счастья»

Нужно искать в себе любовь, а не грехи