Велика сила кинематографа. Ведь бывает же такое, когда после успешного проката фильма тянутся почитатели лицезреть места проведения съёмок.
Не так давно и я оказался в числе почитателей и как будто бы снова просмотрел известную киноленту «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли. Фильм искренен, полон достоинств и тронул души людей.
Помню, как после первого просмотра, сопереживая, захотелось уехать куда-то далеко-далеко, там заблудиться в тёмном лесу, повязнуть с головой в болотных топях, скорёжиться, обмываясь слезами, просить прощения и каяться. А затем, выбравшись на свет, много-много времени смывать с себя всю эту грязно-вонючую жижу и тину.
Четыре потрясающих дня
Бытует мнение, что «Остров» снимали на Соловках. Но это не так. Съёмки же происходили в Карелии на берегу Белого моря близ города Кемь. До Соловецкого архипелага, выражаясь языком моряков, ещё идти морем два с половиной часа. В этом серьёзном месте с сильными ветрами и часто меняющийся погодой я провёл не сорок дней, как съёмочная группа, а всего лишь четыре потрясающих дня. Попав туда, я, как и каждый приезжий, первым делом попытался отыскать глазами ту самую церквушку. Но, имея за плечами ношу в виде рюкзака, всё же решил сперва разместиться на ночлег. И через каких-то десять минут стремглав понёсся на берег, где в этот июньский день было ветрено и холодно, но очень красиво: над Студёным морем и соседним островом стояла двойная огромнейшая радуга, а повсюду была вода, камни и причал из прогнивших брёвен.
Первое впечатление – в картине всё выглядело более масштабно
Киношный монастырь изначально воссоздавался декораторами на основе затонувшей баржи, деревянного дома и каменного, прямоугольной формы строения, которые находятся здесь многие годы. У дома была достроена крыша и поставлены купола. И, таким образом, эта постройка стала храмом монастыря. Каменное строение стало кочегаркой, в которой жил герой Мамонова отец Анатолий. Но сами съёмки сцен в ней проходили неподалёку – в помещении порта. Декораторами была собрана деревянная звонница, с которой о. Анатолий бросал в настоятеля горелые головешки, сооружены мосточки из досок между островками.
Но все мосточки были разобраны местными сразу же после съёмок. Звонницу убрали в прошлом году после того, как тупо-любознательная туристка, взобравшись на неё, почти благополучно совершила прыжок с повреждением конечностей.
Пересылочная тюрьма для временного содержания заключённых
Кочегарка же очень редко посещается, так как находится на островке, на который попасть можно только во время отлива, но при этом всё равно необходимо залазить по пояс в воду. И опять «но»: температура воды в Белом море плюс пять. В 1920–1930 гг. прошлого столетия во время «Красного террора» это была пересылочная тюрьма для временного содержания заключённых, отправляемых в концлагерь на Соловки.
Сохранилась та самая тележка, с помощью которой Мамонову по-настоящему, до 12 часов кряду, приходилось таскать уголь, снимая дубль за дублем. Покрытая ржавчиной, теперь она на заслуженном актёрском отдыхе. А внутри церквушки находится деревянный ящик, в котором хоронили отца Анатолия.
Приезжие принимают Виктора за старца Анатолия и просят помочь им
Осмотрев все эти достопримечательности, я подошёл к церкви. На входной двери висел замок, но любопытство взяло верх, и я заглянул в окно. На мгновенье немного опешил, так как сразу под окном на кровати спал человек. Как выяснилось позже, его зовут Виктор. Он работал в съёмочной группе и по завершению съёмок остался жить в этом доме. Конечно же, первое время, как поведал он, было тревожным и вызывали раздражение частые визитёры. Но сейчас он просто не обращает на это внимание. Очень смешно и печально, когда при здравом уме и памяти приезжие на полном серьёзе принимают Виктора за старца Анатолия и просят помочь им.
Довелось мне познакомиться с кемчанами, которые принимали участие в съёмках. Тогда, в 2006 году, для них это было значимое событие и существенная материальная поддержка. Ведь работы в городе мало, а платили достаточно.
***
Уже стало доброй традицией проводить съёмки близ Кеми. Вскоре выйдет на экраны фильм «Раскол». Многие сцены снимали здесь же. Так что с теплым интересом буду смотреть не только на полюбившиеся пейзажи, но и на лица знакомых кемчан, принявших участие в съёмках.
Антоний Бондаренко
Газета «Грона», №12-2011
Публикуется в рамках проекта «Лучший материал номера»