Мощи под арестом

|

Спор вокруг мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских близок к завершению. Мощи могут быть изъяты у раскольников до конца года.

Мощи прпп. Евфимия и Евфросинии Суздальских

Раки с мощами святых, опечатанные судебными приставами. Эта ситуация может показаться парадоксальной. Но именно так происходит сегодня в Суздале, где представители Владимирской митрополии и Росимущество пытаются вернуть мощи у «автономщиков», отделившихся от Православной Церкви.

Очередное заседание по иску об изъятии святыни пройдет 1 октября. В августе решением суда на мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских наложили арест. Сейчас они находятся в одном из суздальских храмов, принадлежащих РПАЦ — «российской православной автономной церкви», как называют себя отделившиеся.

Во Владимирской митрополии надеются, что раки со святыми мощами вернутся к ним до конца года. Одновременно представители РПАЦ заявляют, что не станут передавать останки святых в руки приставов, даже если сделать это постановит суд.

Изъятие

«Мощи арестовали, потому что была опасность, что их вывезут», — говорит протоиерей Евгений (Липатов), секретарь Владимирской епархии по внешнецерковным связям. По его словам, подобные прецеденты в долгом судебном разбирательстве Росимущества с РПАЦ уже имели место. «Когда шли еще первые суды, „автономщики“ сначала признали, что мощи у них, а потом сделали попытку поменять показания — сказали, что у них только пустые раки», — вспоминает отец Евгений.

Сегодня останки святых Евфросинии и Евфимия Суздальских находятся в Иверском Синодальном храме РПАЦ. Это здание построено в 90-х годах и сегодня является единственной храмовой постройкой, принадлежащей «автономщикам» в историческом центре Суздаля. Двери храма открыты для всех, заявляют в автономной церкви, прийти и помолиться мощам может любой. Но фактически, поясняет отец Евгений, для верующих они остаются недоступны: «Существует каноническое ограничение для православного человека. И оно воспрещает молитву с отделившимися от единства церковного и впавшими в раскол. Это отражено в 33-м правиле Лаодикийского Собора».

Судебные разбирательства по изъятию останков святых из владения РПАЦ начались в прошлом году. Тогда управление Росимущества по Владимирской области обратилось с иском в арбитражный областной суд. В мае 2012 года этот иск удовлетворили, а в сентябре решение об изъятии подтвердили в арбитраже следующей инстанции.

Впрочем, уже в январе ситуация изменилась. Окружной арбитражный суд, куда обратились с апелляцией представители РПАЦ, отменил вердикты, вынесенные ранее. Предмет спора не является экономическим, а, значит, вообще находится за пределами компетенции арбитража — таков был повод для отмены вердиктов. Рассматривать дело, постановили в округе, должны суды общей юрисдикции.

Новый виток разбирательств последовал в августе 2013 года, когда Росимущество направило иск в Суздальский районный суд. Тогда же — до вынесения окончательного вердикта — было решено наложить на мощи арест. Это было сделано, как гласит официальная формулировка, «в целях обеспечения сохранности истребуемого имущества».

Официально останки святых называют объектами культурного наследия религиозного назначения. «Они были переданы государством Владимирской епархии на постоянное хранение в 1988 году. Затем мощи оказались у РПАЦ, чей лидер до отделения некогда возглавлял один из епархиальных приходов. Сегодня Росимущество ставит вопрос об их возвращении», — говорит отец Евгений.

Епархия надеется, что в случае удовлетворения иска, Росимущество вновь передаст святые мощи ей. Останки подвижников планируют поместить в уже уготованные раки в Спасо-Евфимиевом и Ризоположенском монастырях Суздаля. «Наша цель — открыть доступ к святым мощам для православных верующих», — добавляет священнослужитель.

Молитва

Почти никто в РПАЦ не сомневается: судебное разбирательство они проиграют. Но при этом отдавать мощи не собираются даже при таком исходе дела.

В управлении Росимущества по Владимирской области комментировать текущую ситуацию отказываются — просят прислать официальный запрос. Впрочем, видно, что спор с РПАЦ сегодня занимает ведомство больше всего остального. Последняя новость на сайте управления как раз посвящена аресту мощей.

«Мы молимся о мирном и благополучном разрешении данной ситуации. Своих прихожан и духовенство также призываем к соборной молитве», — говорит протоиерей Евгений Липатов, представитель Владимирской епархии. По его словам, «автономщиков» не раз призывали к диалогу, но ответа с их стороны пока не последовало. В РПАЦ это отрицают.

В 2009 году арбитражный суд Владимирской области постановил изъять свыше десятка храмов, занимаемых «автономщиками» в Суздале. По мнению суда, РПАЦ не имела договоров на их использование, а значит, находилась в них незаконно. В числе зданий, изъятых у РПАЦ, был и Цареконстантиновский храм в историческом центре города, где хранились мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских. Покидая храм, представители РПАЦ унесли раки с останками подвижников.

Мощи святых с 1923 года хранились в местном музее-заповеднике, куда попали во время гонений советской власти на Церковь. В конце 80-х годов прошлого века музей принял решение возвратить их Владимирской Епархии.

Жития святых сообщают: преподобная Евфросиния родилась в первой половине XIII века и была дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича. Она равно овдовела и приняла монашеский постриг в Суздале. По преданию, при жизни она совершила многочисленные чудеса исцеления, предсказала Суздальское землетрясение 1230 года и Батыево нашествие 1237 года. В 1238 году Евфросиния спасла от монголо-татар Ризоположенскую обитель, выйдя к хану Батыю с крестом и приказав ему повернуть. Подвижницу канонизировали в 1576 году.

Преподобный Евфимий жил в XIV–XV веках. Приняв постриг в Нижнем Новгороде, он был направлен в Суздаль для создания монастыря (известного сейчас, как Спасо-Евфимиев мужской монастырь). Канонизирован в 1549 году.

Михаил Боков

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Владислав Петрушко: Одностороннее объявление автокефалии Украинской Церкви будет означать религиозную войну

Насколько вероятно принятие Константинополем этого решения и какими могут быть его последствия?

Конфликт на Хованском кладбище: мнения экспертов

«Когда собралось 400 человек с агрессивными намерениями, оказалось, что полиция ничего сделать не может»

Молитва с инославными – отступление от канонов или свидетельство веры?

Стоит ли канон выше жизни Церкви, или жизнь Церкви выше канона?