Старец Илий о воле против греха

Совместный проект телеканала «Союз» и портала «Православие и мир»

Новая беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным), вышедшая на телеканале «Союз», посвящена греховным состояниям, поражающим человеческую душу, и твердой воле против греха.

Скачать

– Добрый день. Мы продолжаем беседы со схиархимандритом Илием. Тема сегодняшней беседы – греховные состояния, которые поражают человеческую душу.

Для того, чтобы избежать греха, говорят, что нужна твердая воля. Но не каждый человек имеет такую твердую волю. Даже один из учеников Христа говорит, что доброе, которое хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Как воспитать твердую волю в человеке?

– Здесь много причин. Конечно, прежде всего, это передается от родителей. Это гены достаточно нравственного устойчивого порядка, которые были не развращенными и крепкими в духовном плане, нравственном порядке, нравственной жизни. Естественно, это передается и складывается в человеке.

Важно воспитание человека, домашнее и школьное.

Но в итоге все зависит от человека, от его воли, произволения – как сам человек себя настраивает на путь добрый, на путь порядочности, и не слишком много позволяет себе.

Очень заметно, как человек себя нравственно воспитывает. Если человек систематически молится, он постоянно придерживается этого правила, и молитва укрепляет его. Заметно, если он молитву эту оставит один раз, то в следующий раз уже будет труднее ее начать.

Если он оставил ее раз, другой, третий, то начинается забывчивость, уходит порядок поведения. И, конечно, без молитвы человек слаб, чтобы противостоять соблазнам и начать очень крепкую духовную жизнь.

Очень важно, чтобы человек сохранял постоянство своего доброго поведения. Часто это касается духовной жизни. Потому что когда человек ослабевает духовно, то к нему подходят ближе действия демонов.

– Апостол Павел говорил, что даже язычники могут спастись, если совесть засвидетельствует их добродетельную жизнь.

– Это известное выражение. Язычники, не имущие закона, закон творят. Конечно, Господь, Отец, Бог наш является для всех Отцом Небесным.

В земной жизни Спасителя, Господа окружали, прежде всего, иудейские люди, знающие Ветхий Завет. Выделялись «партии» фарисеев, саддукеев и простые люди, которые не лишены были знания Ветхого Завета. Во времена Спасителя были и синагоги, где читался закон (Тора), писания Ветхого Завета. Были и римляне-войны. Они старались не смешиваться с другими народами, сохранять себя. В Евангелии упоминается язычница, которая просила Господа избавить ее дочь от беса, мучившего ее. Конечно, Господь, Который пришел к израильскому народу спасти, с Которым произошло явление Спасения (искупительная жертва, совершенная Спасителем), Господь, оберегая свой народ, сказал о избранности народа Его, который сохранял столько веков веру.

– Сейчас среди молодежи распространилось такое греховное явления, как наркомания. Молодые люди употребляют наркотики для того, чтобы уйти от действительности…

– Да. Здесь много есть факторов. И недостаток воспитания, и отсутствие жизни духовной. Душа должна наполняться как тело. Если у нас нет достаточного питания, то человек, человеческое тело его ищет. Так и душа наша ищет свою духовную пищу. А когда она отсутствует, человек чем-то ее заполняет. Душа скорбит, прибегает к курению, наркомании, пьянству и всем другим порокам.

– Церковь как-то может помочь этим людям возвратиться в жизнь, в общество и стать полноценными людьми?

– Церковь всех призывает к благочестивой жизни, но, увы, не все слушают Ее голос. Человек смог бы помочь себе истребить пороки, если бы обратился к Богу с молитвой. Но, к сожалению, люди не хотят пользоваться тем, что дает нам стержень нашей души – чтобы нам держаться крепко против наркомании, винопития, курения.

Касательно очень порочного явления в жизни – мата, то когда человек нравственно воспитан, он не будет, особенно на публике, использовать эти грязные, порочные слова. Но когда у человека нет духовной жизни, нравственного порядка, он легко даже прилюдно бросается этими словами. Это коробит душу людей. Но он не думает об этом, для него в порядке вещей, что он выплеснул грязь наружу.

Человек не крепкий. Когда он настолько поражен этой речью, что она переплетается с этими грязными словами, то это не что иное, как дьявольское воздействие. Особенно у нашего русского человека. Говорят, мат происходит от татаро-монгольского ига. Сейчас это недостаток нашего нравственного, духовного воспитания. Особенно в лагерных местах, где люди настолько озлоблены, что это у них уже свой язык.

– Батюшка, что бы Вы прежде всего хотели пожелать, чтобы спастись человеку в мире?

– Чтобы на нас никто не клеветал и не обижался. Сказано: не делай того, что себе не желаешь. Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так поступай и ты. И сам Господь говорит: чего не хочешь себе, того не делай другому.

Если бы у нас была хотя бы эта заповедь Господа, мы бы были гораздо спокойнее. Конечно, крепость наша и сила – от благодати Божьей, от молитвы нашей. И все это в итоге сходится к тому, чтобы наше Отечество поднималось морально, экономически, чтобы люди воспитывались духовно, чтобы школа поднялась на высокий уровень благочестия, чтобы люди понимали, что такое совесть, чтобы понимали, что значит иметь страх Божий – что есть Господь, есть правосудный Судья, и от Бога ничего не утаится. Нам неизбежно предстоит вечность. Хотим мы или не хотим, но от того, что есть, мы никуда не уйдем – от нашей будущей нескончаемой жизни. Для каждого вдумчивого человека очевидно, что есть Бог, Творец нашей планеты, нашего мира. И это залог нашего счастья, нашего благополучия.

Читайте также:

Старец Илий о греховных состояниях

Старец Илий о грехе

Старец Илий о совести

Cтарец Илий о смысле жизни

Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Психолог: любить себя – значит быть уверенным в Боге, людях и себе

В чем заключается правильная любовь к себе и чем она отличается от эгоизма

Зло, грех и промысел Божий

Не делает ли Бога автором зла и страдания вера в Божий замысел?